Найти в Дзене
Иерей Георгий Максимов

Если близкий смертельно болен...

Я хотел поговорить о такой ситуации, когда наш близкий человек заболел раком либо другой смертельной болезнью.

Я не компетентен в том, что касается медицинской стороны вопроса, и об этом говорить не буду. Речь пойдет о духовной стороне вопроса. Многие люди скрывают от своих близких их диагноз, либо же их реальное положение, - то, насколько все плохо. Может быть, некоторые не хотят, чтобы близкий человек, оказавшись в таком тяжелом положении, впал еще и в уныние, а может быть, кто-то просто не может набраться сил сказать правду.

Однажды меня пригласили к молодому человеку, болевшему раком, чтобы исповедовать и причастить его. И пригласившие меня люди сказали: батюшка, врачи говорят, что ему осталось не больше двух дней, но мы просто не можем ему это сообщить. Скажите, пожалуйста, вы ему об этом.

И вот я вошел в комнату, где лежал этот молодой человек. Он был очень истощен как болезнью, так и попытками лечения. Мы начали разговаривать, я принял его исповедь и увидел, что этот человек, несмотря на очень тяжелое состояние, полон надежд выздороветь, полон планов о том, что он будет делать, когда станет здоров. И мне пришлось сказать ему, что он не только не выздоровеет, но счёт уже идет на дни. Конечно, больному нелегко было принять такие известия, однако он встретил их мужественно.

Но этому молодому человеку, по крайней мере, сказали через меня, по крайней мере, к нему пригласили священника, он мог исповедоваться и причаститься, подготовиться к смерти по-христиански. А бывают, к сожалению, случаи, когда от человека до конца скрывают его состояние, и он умирает, так и не исповедовавшись, не причастившись. Естественно, если речь идет о человеке, который регулярно исповедовался и причащался, то не так уж страшно, если непосредственно перед смертью он не причастился. Но если речь идет о человеке, который был, скажем так, за порогом Церкви, или только лишь на ее пороге, и в этом состоянии ушел, то это, конечно, самое печальное для верующего родственника, что только может быть с его близким.

Иногда спрашиваешь таких людей: почему же вы не сказали ему? А в ответ: мы надеялись, что Господь исцелит его, мы же молились об этом! Молиться – это, конечно, хорошо, это правильно, однако все люди смертны, так что любой наш близкий рано или поздно умрет.

Смерть ожидает каждого из нас, и самое главное, - как мы ее встретим, какими будем в момент смерти, какие будут у нас отношения с Богом тогда. Поэтому я могу сказать свое твердое убеждение, что нельзя скрывать от родственников их опасную болезнь, либо же их опасное состояние в этой болезни. И если есть угроза смерти, не нужно скрывать этого от человека, человек имеет право это знать.

В жизни каждого человека не так уж много крайне серьезных вещей. Но завершение этой жизни – смерть, - является вещью, о серьезности которой для самого человека нет никаких сомнений. И если мы говорим о раке, то это ужасная болезнь, которая имеет огромное количество минусов. Единственный плюс у этой болезни, если можно так сказать, это то, что человек, который знает, что он на последней стадии рака, и по медицинским показаниям нет надежды на исцеление, может, по крайней мере, подготовиться к смерти. Может исправить в своей жизни все то, что еще не успел исправить, сделать то, что откладывал на потом. Эта болезнь позволяет ему подготовиться, потому что человек находится в сознании, и нередко, несмотря на боли, все-таки может говорить и даже до какого-то момента ходить, двигаться. Человек может примириться с теми, с кем не примирился, и самое главное, если он был далек от Бога, он может прийти к Богу. Я такие примеры знаю, когда человек который всю жизнь был атеистом, упорным атеистом, и уже ему за 80 лет, он оказывается в тяжелом состоянии неизлечимого рака, и родственник, приезжая к нему, начинает говорить о Боге. И вот этот атеист искренне принимает Бога, кается, исправляется, хотя бы в последние дни своей жизни приносит Богу свое покаяние и исправление.

В исключительных случаях, когда умирающий некрещеный хочет креститься, а священник в силу объективных обстоятельств не может приехать, Церковь дозволяет мирянину совершить крещение.

Никто из нас, воцерковленных людей не хотел бы, чтобы наши неверующие близкие ушли без покаяния, без примирения с Богом. И если мы скрываем от них то, что смерть близко, то лишаем их главного. Да, человек может быть в сильном стрессе, если он узнает про свой диагноз или про свое состояние, безусловно; но он имеет право знать. Это его жизнь, это то, что его касается в самую первую очередь. Поэтому первое, что хочу сказать: все-таки нужно говорить, нужно быть честным с нашим близким, а его переживания и его стресс нужно помогать ему пережить вместе.

И второе, что хочу сказать. Если мы узнали, что у нашего близкого такой диагноз, а он далёк от Церкви, самое главное, что нужно делать – это говорить с ним о том, чтобы он пришел к Богу, примирился с Богом. Молиться о его выздоровлении, безусловно нужно, но самое главное, чтобы он не ушел без покаяния. Обычно, если ко мне приходят люди, у которых неверующие родственники их, я не призываю их горячо убеждать, спорить, настаивать. Я говорю, что пока человек жив, молитесь, ждите, пока он будет открыт для такого разговора, нужно действовать деликатно. Время еще есть.

Но если речь идет о смертельной болезни, то в этом случае нужно отбросить деликатность. Пусть даже и с дерзновением, пусть даже и с навязчивостью, но нужно говорить, и убеждать, и просить. Поскольку тут уже время истекает. После смерти невозможно покаяние и исправление. Только при жизни.

И если наш близкий согласился: да, я готов поговорить со священником, да, я готов поисповедоваться, – не медлить, не откладывать. Постараться завтра, а в некоторых случаях может быть и сегодня, если есть такая возможность, привести к нему священника. Это очень важно.

И не нужно бояться разговоров о смерти, потому что некоторые бояться их вести из-за суеверных причин, мол, если скажешь о смерти, то человек действительно умрёт. А если не скажешь, что - он будет жить вечно? Ничего подобного. Я читал статью, в которой сотрудник хосписа обращал внимание на то, что наоборот, люди страдающие от рака и понимающие, что их ждет, нередко имеют желание обсудить это, поговорить с кем-то. А родственники избегают этого, и когда больной начинает с ними говорить о смерти, стараются перевести разговор на другую тему. Но это не помогает, и получается, что больному не с кем обсудить самое важное, что ему сейчас предстоит.

Помню, меня пригласили поисповедовать человека, тяжело болеющего раком, и тот, кто меня пригласил, пока мы шли, сказал: батюшка, он не выздоровеет, врачи сказали, что нет никакой надежды. Но когда мы пришли к больному, то этот человек ему говорит: «О, привет, да ты сегодня лучше выглядишь, мы с тобой скоро на рыбалку поедем, давай поправляйся!»

Я не осуждаю, я понимаю, что этот человек не знал, какие найти слова, хотел подбодрить. Конечно, понятны чувства этих родственников. Им тяжело, они не знают, что сказать. Но я здесь могу вспомнить известную книгу отца Даниила Сысоева «Инструкция для бессмертных, или что делать, если вы все-таки умерли». Мне кажется, стоит иметь в виду эту книгу. Ее можно читать не только людям, приближающимся к смерти, а вообще всем христианам. Но особенно она актуальна для людей, у которых есть угроза скорой смерти. Если вдруг Господь даст исцеление этому человеку, продлит ему жизнь – а такое бывает, - так и слава Богу. Но если все-таки наступит момент перехода из этой жизни, как можно не готовиться к этому самому важному моменту? Книга отца Даниила поможет подготовиться. Можно просто дать ее родственнику.

В заключение хочу рассказать историю одной женщины, ее назвали Татьяна. Я ее знал лично, она болела раком и умерла от этой болезни. И вот мне позвонили и незнакомый человек сказал, что Татьяна умерла, тогда-то и там-то будет отпевание, пожалуйста, приходите, она вас пригласила.

Конечно, я пришел - как можно не придти на похороны, когда тебя пригласил сам умерший? И на похоронах я узнал, что Татьяна подготовила все для своего погребения, скопила заранее необходимую сумму, оставила деньги и точные распоряжения своим близким, указала, в каком храме хотела бы, чтобы ее отпели, кого пригласить, список имен с телефонами, где поминать, чем поминать, оплатила сами поминки.

Разумеется, она как человек верующий, также успела непосредственно перед смертью исповедоваться и причаститься. Но кроме этого, она сделала все. Все завершила, все свои дела, и подготовила даже свое погребение, вплоть до того, что сама вышла себе подушку в гроб. И я вам скажу, что ни у кого из мирян не видел так много людей на отпевании и похоронах, как у неё.

Не знаю, как вас, а меня лично это очень впечатлило – то, с каким христианским спокойствием человек подготовился к своей смерти. Я это рассказал не в том смысле, что обязательно так нужно делать, а просто как пример того, что человек может правильно распорядиться знанием о своей скорой смерти, может распорядиться этим знанием так, как он сам хочет, и он имеет на это право, и лишать его на права на это ни в коем случае нельзя.

====

Также читайте:

О смерти близких и том, как им помочь

Как не согрешить на поминках