Найти в Дзене
Автотемы

Китайские шины: плюсы и минусы покупки

Оглавление

В десятке!

В 2019 году в России падали продажи не только автомобилей, пострадал и рынок шин. Объемы снизились в первую очередь из-за роста цен. Неудивительно, что на российском шинном рынке начала меняться структура продаж. Покупатели все чаще стали засматриваться на изделия попроще. Премиальные бренды уступают место шинам среднего и эконом-класса. Все больше внимания — к шинам китайских брендов. Вместе с также бюджетными корейскими совместная доля рынка составляет значительные 38%, а по цене они конкурируют в том числе и с подержанными шинами.

Китайцы наступают не только в России. В этом отношении показателен рейтинг ведущих шинных производителей, который ежегодно составляет британское издание Tyres & Accessories. Рейтинг основан на объемах продаж шин компаниями в предыдущем календарном году. На девятом месте рейтинга аккурат за Yokohama расположилась Hangzhou Zhongce, более известная как ZC Rubber — крупнейший в Китае производитель автомобильных шин, владеющий брендами Chaoyang, Goodride, Westlake, Arisun и Trazano. Вошла в Топ-10 и тайваньская Cheng Shin Rubber (более известная под брендом Maxxis), чьи основные производственные мощности расположены в Китае. С прошлогодней 18-й строчки на 16-е место перепрыгнула китайская Sailun Tires, вытеснив оттуда корейцев Kumho Tyre. Но их коллеги из Linglong Tire сдвинулась на шаг назад.

-2

Прорыв китайцев во многом связан с постоянно растущим внутренним рынком, хотя и доля импорта пусть медленно, но растет. Как и в случае со многими другими товарами, мировые шинные гиганты перенесли собственное производство в Китай, создали там СП и другие формы производства. Бренд Fuzion, который принадлежит Bridgestone, сумел завоевать такую популярность, что производство этих шин было налажено в Северной Америке.

Китайцы в России

Структурно российский рынок выглядит так: 54% — легковые и 46% — грузовые шины, которые, в свою очередь, делятся на разные сегменты. Но если говорить именно о легковых, то ситуация следующая. Продажи китайских шин имеют постоянную тенденцию к росту: если в 2018 году их доля составляла всего 5,2%, за 2019 год она поднялась до 5,9%, а за неполный 2020 год — уже до 7,3%. Чем объясним рост? Наступил очередной кризис, и покупательский спрос из премиального класса — сегмента А, сместился в средний класс — сегмент В, а из В часть покупателей, соответственно, ушла в эконом-класс — сегмент С. То есть доля рынка дешевых шин увеличилась, а Китай как раз потеснил эконом-сегмент.

Как уже говорилось, в 2020 году наблюдается общая тенденция к снижению цен на шины, в том числе в премиум-сегменте цены опустились на 10–15%, а некоторые позиции на 20%, то есть существенно. Тогда как китайскими легковыми шинами было выгодно торговать раньше, когда соотношение курсов валют было другое. Китайцы сначала завоевывали рынок ценой — понимая, что уровень доверия потребителей невысок и только демпингом можно привлечь их внимание. Если у европейских шин между 13-ю и 20-ю диаметрами разница в ценах колоссальная, то у китайских на большие посадочные размеры была небольшая накрутка, ценовая политика была сдержанной, поэтому их и покупали. Сейчас подход меняется, цены по посадочному диаметру у китайцев имеют такое же соотношение, как в целом по рынку. И для покупателей уже нет той выгоды, как раньше. Кроме того, у именитых производителей есть различные привлекательные маркетинговые программы (например, бесплатный шиномонтаж, скидки на покупку комплекта), и это может окончательно убить ценовую привлекательность китайских шин.

-3
-4

Главная задача китайских производителей сейчас — сохранить тот объем, что имеют. Отдельно по каким-то регионам возможен рост, но в совокупности нет предпосылок для развития. Конкурентные предложения европейцев и японцев выше и в качественном, и в ценовом варианте. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке, возможно, китайские производители шин будут заходить увереннее, но, с другой стороны, здесь давят японские бренды, которые тоже пересматривают цены. В этих регионах японцы традиционно сильны, это сказывается и на продвижении европейских брендов. Например, если Continental в западной части страны держится убедительно, то в Сибири и на Дальнем Востоке проседает.

Достоинства помимо невысокой цены

Потребительские свойства китайских шин — вещь противоречивая. Тут прослеживается прямая аналогия с китайским автопромом. Результаты шинных тестов это только подтверждают. Пройдемся по основным плюсам и минусам, выявленным испытателями из российских автомобильных СМИ и немецкого автоклуба ADAC.

-5

Многократные испытания китайских шин при различных условиях показывают, что с их помощью можно существенно экономить на топливе. На «городской» скорости в 60 км/ч аппетит Гранты, обутой в Sailun Atrezzo ECO, не превышал 4,1 л/100 км. Аналогично себя показала Nokian Hakka Green 2, которая дороже почти в полтора раза. А при загородном темпе движения (90 км/ч) китайская резина с результатом 5,3 л/100 км вообще обставила всех в этом тесте, включая Continental ContiPremiumContact 5 и Dunlop Direzza DZ102.

Этим достижениям уже не один год. В тесте шин размерностью 225/45 R17, устроенном еще в 2017 году, модели GT Radial SportActive и Triangle Sportex TSH11 отличились в первую очередь высокой топливной экономичностью при езде со скоростью 60 км/ч и 90 км/ч. В тот раз китайские шины заняли девятое и десятое места из 12 возможных, держались наравне с Belshina и опередили Matador Hectorra 3 (MP 47) и Cordiant Sport 3 (PS-2). Другую модель GT Radial Champiro FE1 также похвалили за экономичность немецкие эксперты ADAC.

GT Radial Champiro FE1
GT Radial Champiro FE1

Весьма противоречивые сцепные свойства продемонстрировал переднеприводный Renault Duster, обутый в шины Triangle TE301 размерностью 215/65 R16: резких перестроений на автомобиле с такой резиной лучше избегать. При этом другая модель Triangle — Sportex TSH11 — уже способна обеспечить стабильную управляемость при экстремальном маневрировании. С большими оговорками — только на сухой дороге.

Преподнесли сюрприз по части сцепных свойств и Aplus A607. Летние шины из Поднебесной размерностью 225/45 R17 лишь немного уступили по этому параметру хорошо известным Nordman SZ. Зато по способности выполнять экстремальные маневры на высокой скорости по сухому асфальту они сравнимы с Pirelli Cinturato P7.

Aplus A607
Aplus A607

Во время испытаний летних шин размерностью 195/65 R15 модели Triangle AdvanteX TC101, Rapid P309 и Compasal GrandEco продемонстрировали достойный уровень акустического комфорта. Причем тихим обутый в эти шины автомобиль Skoda Octavia был как на асфальте, так и на грунтовой дороге.

По словам шиномонтажников, чаще всего клиенты хвалят шины марки Triangle, особенно летние модели. Несмотря на жесткость, у них хорошая износостойкость, они бесшумные и обеспечивают надежную курсовую устойчивость. Есть хорошие отзывы и о Sailun — шины зарекомендовали себя как мягкие, бесшумные покрышки среднего качества, которые могут выдерживать нагрузку до 50 000–60 000 км.

Triangle AdvanteX TC101
Triangle AdvanteX TC101

Недостатки

Один из главных — посредственная управляемость. Иногда и того хуже, как случилось при испытаниях Landsail LS388 и Sailun Atrezzo ECO размерностью 185/60 R14. Lada Granta на этих шинах показала неплохую плавность хода. Но седан, оснащенный только ABS, оказался попросту опасным для неподготовленного водителя даже на сугубо городских скоростях. Нулевая информативность и слишком большие углы поворота руля при корректировке направления — еще не самое страшное. Главное, что сильное запаздывание реакций может спровоцировать занос. Использовать эти модели шин допустимо разве что на автомобилях, оснащенных ESP.

Не лучшим образом показали себя и летние GT Radial SportActive размерностью 225/45 R17. Они не любят резкого маневрирования не только на мокром, но и на сухом асфальте. Volkswagen Jetta с такими шинами полностью изменился — задержки в реакциях, повышенные углы поворота потерявшего информативность руля и опасная склонность к заносу.T Radial SportActive

На зимних дорогах ситуация усугубляется. По льду Skoda Octavia, обутая во фрикционную резину Cachland CH-W2002 размерностью 195/65 R15, останавливается на треть дальше, чем на шинах Continental VikingContact 7 или Nokian Hakkapeliitta R3. Sailun Ice Blazer WSL2 не лучше. И разгоняется Octavia на китайских шинах по ледяному покрытию неважно. Почти вполовину медленнее, чем на европейской резине.

Управляемость лучше не проверять. Безопасно ездить можно только по асфальту. По льду на этих шинах получится передвигаться только со скоростью пешехода. На снегу — лишь чуть быстрее, не забывая, что в скольжениях Octavia на китайских покрышках вообще не управляется. Нерезкое перестроении на скорости 100 км/ч — тоже проблема. На этих шинах очень просто перекрутить ставший совсем пустым руль и вылететь с дороги.

Отчасти реабилитировал китайских шинников Triangle. Несмотря на невысокую плавность хода и шумность, Triangle SnowLink PL01 на голову выше соотечественников. Понятные управляемость и курсовая устойчивость на снегу, удовлетворительная проходимость — вполне на уровне Nordman и Gislaved. А на переставке эти шины держались наравне с грандами Hankook и Nokian.

-9

Обратная сторона цены

Китайские шины недороги неспроста. Лидеры рынка вроде Michelin вкладывают огромные средства в разработку новых технологий, материалов и элементов конструкции. При производстве покрышек важны нюансы — состав резины, рисунок протектора, качество используемых материалов. Китайские производители в основной своей массе на этом экономят, ограничиваясь копированием протекторов ведущих западных образцов.

Да и, судя по отзывам на Дроме, вероятность встретить брак среди китайской резины пока еще больше, чем у европейских или корейских конкурентов.

Тем не менее лидеры мирового автопрома уже давно сотрудничают с китайскими шинниками. Maxxis (бренд принадлежит тайваньскому холдингу Cheng Shin Group, основное производство базируется в Китае) — постоянный поставщик покрышек для новых автомобилей таких производителей, как Peugeot, Ford, Toyota, GM, Volkswagen и Nissan. Sunny сотрудничает с Ниссаном и Фольксвагеном, а также с Mazda.

Авто
5,66 млн интересуются