Найти тему
Вещает Chatex

Как закон «О цифровых финансовых активах» отразится на крипторынке России?

Со следующего года вступает в силу закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА). Законопроект появился еще в 2018 г., на пике криптовалютного рынка. За два года можно было довести закон до совершенства. Во всяком случае, криптокомьюнити могло на это рассчитывать.

Что изменилось?

Кое-что действительно оправдалось. Из закона ушли положения об уголовной и административной ответственности за деятельность в сфере криптовалют. Но этим исчерпывается практически весь позитив. Дальше – если не минусы, то знаки вопроса.

Эксперты отмечают, что многие положения закона половинчатые и даже противоречивые и связывают это с тем, что осенью ожидается принятие закона «О цифровой валюте». Сейчас согласно закону «О ЦФА» цифровая валюта вроде бы признается средством платежа и предметом инвестирования. Но на территории РФ запрещается принимать ее в качестве оплаты за товары/услуги или «в качестве оплаты иным образом». Косвенно это еще и запрещает майнинг в России – ведь майнеры получают вознаграждение за свою работу как раз в криптовалюте!

Хотя прямого запрета на майнинг нет, поэтому возможно дальнейшее развитие индустрии в этом направлении. Во всяком случае, поставщики оборудования толкуют закон именно так и готовы расширять поставки оборудования и предлагать его возможным майнерам. Для этого им придется прибегать к рекламе, но по рекламе — отдельный вопрос.

Рекламщики сильно озадачены. В законе прямо прописан запрет на рекламу криптовалют как платежного средства. И это дает возможность толковать множество сообщений о криптовалютах как нарушение закона. Требование, чтобы рекламные сообщения, или приравненная к ним информация, не содержали обещания выплаты дохода по ЦФА — еще более усугубляет ситуацию.

Например, сообщения, содержащие прогнозы курсов криптовалют, могут быть истолкованы именно как обещание дохода. Хотя обязательное требование предупреждать, что криптоактивы являются высоко рискованными – это обычное дело в мировой практике. Скорее всего, такие приписки скоро перестанут восприниматься, как не воспринимается надпись «курение вредит вашему здоровью» на упаковке табачной продукции.

Определение криптовалюты как «токенов, по которым отсутствует обязанная сторона» – тоже мало кого устраивает. При таких условиях криптовалютой можно признать все разнообразие электронных знаков и записей, включая даже электронные версии фиатных денег.

По вопросу инвестирования противоречия в законе носят вопиющий характер. То, что имеет первостепенную важность для инвестора, правовая защита – в законе обещается только в случае, если криптовалюта специальным образом задекларирована и с нее уплачены налоги. Как платить налоги с хранимой криптовалюты, если за счет нее не извлекались доходы – совершенно непонятно. А юристы недоумевают, почему «уплата или неуплата налогов влияет на наличие судебной защиты», то есть на право собственности.

И вишенка на торте – вопрос с налогообложением. Налогообложение законом «О ЦФА» вообще не регламентируется. Следовательно, оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения. То есть объектом корпоративного налогообложения признается полученная прибыль как разница между доходом и понесенными расходами. Что касается физических лиц, то им вообще предписано самим исчислять налог. А налоговая база – разница между доходами и документально подтвержденными расходами.

И это снова проблема: в децентрализованном мире получить документальное подтверждение расходов может быть крайне затруднительно. Здесь все операции прозрачны, чеков и квитанций никто никому не выписывает. А скриншот – этот тот еще «документ». Уже после принятия закона Минфин выпустил документы о регулировании криптовалют, согласно которым как физические лица, так и организации обязаны отчитываться в налоговой, если за год получили криптовалюту или ЦФА на сумму свыше 100 тыс. руб. За отказ – штраф в размере 30% от активов, но не менее 50 тыс. руб. Если незадекларированная сумма составляет свыше одного миллиона рублей – это уже уголовная ответственность, до трех лет лишения свободы или принудительные работы. Так все-таки посадят?

Здесь уместно вспомнить, что необанк Chatex предлагает хорошую защиту вашим криптоактивам. Никто не может наложить лапу на ваши деньги, поскольку бот в мессенджер надежно защищен, как и сам мессенджер. А дальше вы сами решаете, как вам следует поступить, чтобы оставаться законопослушным гражданином.

Биржам быть или не быть?

В том, что касается обмена и деятельности бирж, закон «О ЦФА» также сохраняет неопределенность. В нем вообще постарались обойтись без упоминания бирж и обменников, а вводят понятие «оператор обмена ЦФА». Как следует из закона, по функционалу — это биржа по обмену токенами, то есть цифровыми имущественными правами или заменителями ценных бумаг.

Причем речь исключительно о токенах на частных блокчейнах, выпускаемых зарегистрированными организациями. Операторами обмена могут стать российские банки и биржи, включенные в специальный реестр, который будет регулироваться Банком России. Центробанк также определяет, какие из токенов будут доступны только квалифицированным инвесторам. Квалифицированный инвестор — это физическое или юридическое лицо, отвечающее требованиям по квалификации, опыту и ресурсному обеспечению.

Что касается традиционных криптовалютных бирж, то они не подпадают под определение «оператор обмена ЦФА». Следовательно, остаются «в серой зоне», то есть – вне закона. И тут еще раз уместно вспомнить, что безо всякого нарушения закона можно воспользоваться обменом на равноправной P2P-площадке Chatex. Это не только самый безопасный, но и самый выгодный, и часто – самый быстрый способ обмена криптовалют.

Кому выгодно?

Зачем нужен закон с таким большим количеством неопределенностей и противоречий? В его подготовке активное участие принимал глава Норникеля Владимир Потанин. Известный бизнесмен считается стейкхолдером цифровизации в РФ, он также занимает пост сопредседателя координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросам цифровизации. Еще год назад В. Потанин выступил с идеей токенизации торговли редкими металлами, включая никель, платину, палладий и др.

Таким образом, по мнению бизнесмена, можно привлечь финансирование под разработку месторождений в особо сложных условиях российской Арктики. А также расширить международную торговлю этими и другими металлами. Не удивительно, что В. Потанин горячо приветствовал принятие закона «О ЦФА», поскольку он отвечает в полной мере интересам крупных компаний в таких отраслях как добыча полезных ископаемых, металлургия, энергетика.

Сейчас эти компании могут легально выпускать стейблкоины, обеспеченные реальными активами, и гибридные токены, в которых можно запрограммировать сложные обязательства. Есть надежда, что, убедившись в безопасности закрытых блокчейнов, государство в ближайшем будущем разрешит и открытые публичные блокчейны, то есть криптовалюты.

Вместо резюме: и, все-таки, будущее за Chatex!

Резюмируя, можно сказать, что законом «О ЦФА» государство решает узкий круг своих задач, связанных с расширением торговли ресурсами и возможным обходом международных санкций. Это важные вопросы, напрямую не связанные с крипторынком. В целом можно считать закон позитивным для криптоиндустрии, но только как первый шаг.

Будем ждать следующих инициатив. А пока решать текущие вопросы очень удобно, законно и просто с необанком Chatex. И это не рекламный лозунг, а логичный вывод из анализа закона «О ЦФА».