Найти тему
Автор среди нас

Как написать с ребенком сочинение по картине и не возненавидеть ее? Ответ репетитора

Оглавление

Когда ребенок подходит к родителю со словами «нам задали написать сочинение по картине на завтра» (обычно это случается ближе к ночи), у родителя начинается паника. Какие картины? Какое сочинение? Зачем это все надо?

Обычно ко мне обращаются родители со словами «ребенок не может написать сочинение, помогите!». Я помогаю (но чаще приходится почти писать за него), но хочу поделиться схемой, как без паники и нервов самостоятельно написать сочинение с ребенком.

Исаак Бродский «Летний сад осенью» — одна из репродукций в учебнике по русскому языку 7-го класса
Исаак Бродский «Летний сад осенью» — одна из репродукций в учебнике по русскому языку 7-го класса

Во-первых, перед написанием сочинения, нужно понять, что рассказ о картине — это сочинение типа описания. Цель такого сочинения — описать картину, обращая внимание на детали, цвета, планы и тд.

Сразу маленький лайфхак: представьте, что вам нужно рассказать о картине человеку, который ее не видит.

Шаг 1

Обратите внимание на название картины, художника и время написания. Буду рассказывать на примере картины Бродского «Летний сад осенью».

Во-первых, почему Летний сад? Получается несоответствие: сад летний, но время года осень. Важно объяснить: Летний сад — это парк в Санкт-Петербурге. А сам художник Исаак Бродский (не Иосиф!) в основном изображал пейзажи, портреты, исторические сюжеты. Картину «Летний сад осенью» художник нарисовал в 1928 году.

Шаг 2

Какие тона выбрал художник для изображения парка? Важно начать именно с этого, так как глаз падает не на детали, а на более общее изображение.

Художник выбрал теплые тона. На картине преобладают оттенки желтого, золотого, оранжевого, темно-коричневого, зеленого. Оно и закономерно: на картине много деревьев, а эти цвета соответствуют их деталям: коричневый ствол, желто-золотая листва.

Обратите внимание, что люди, беседка, скамейки выполнены в схожих цветах. Это создает гармонию изображения, подчеркивает единство.

Более ранний пейзаж Бродского «Парк осенью»
Более ранний пейзаж Бродского «Парк осенью»

Шаг 3

Смотрим на то, какие планы можно выделить в картине.

На переднем и на заднем планах изображены деревья. Где-то они детально прорисованы, где-то более обобщенно. Но на первом плане мы еще видим беседку. В ней нет людей, возможно, они нарушали бы гармонию картины.

Посетители парка изображены схематично. Более детально мы можем разглядеть только женщину с коляской. На ней легкое пальто, благодаря чему можно сделать вывод — на картине изображено начало октября. Когда листва уже почти опала с деревьев, но первые заморозки еще не наступили. Природа находится в переходном периоде. В том быстро проходящем моменте, когда видна настоящая красота осени.

Центральное место занимает дорожка аллеи, которая словно уходит в бесконечность. Мы не видим конца парку, вдали все еще неспешно гуляют люди.

Шаг 4

Если перед вами пейзаж, обратите внимание на то, контрастируют ли небо и земля.

На данной картине небо безоблачно. Художник не делает на нем акцент, как, например, на картине «Парк осенью». Зритель воспринимает небо как часть парка. И нам не важно, серое оно или голубое. Важно, что оно привносит гармонию.

Исаак Левитан «Золотая осень». На небе снова не делается акцент
Исаак Левитан «Золотая осень». На небе снова не делается акцент

Шаг 5

Спросите у ребенка, что он чувствует, глядя на эту картину. Важно узнать мнение ребенка, чтобы сделать акцент на деталях. Может, мы, взрослые, что-то сами не заметили?

К тому же, если вернуться к Летнему саду, то парк изображен так, словно на него смотрит ребенок (снизу - вверх).

Возможно у школьника картина вызывает ассоциации с детством? (Думаю, сейчас дети не столь активно гуляют по паркам).

Ассоциацию можно отразить в сочинении. В этом загадка искусства: смотря на совершенно незнакомое место, можно увидеть в нем что-то родное.

Итак, план сочинения:

1. Вступление. Стандартно 2-3 вводных предложения о картине: кто автор, почему картина имеет такое название и тд.

2. Основная часть. Условно можно разделить на 2 этапа:

  • описание картины (пункты перечислены выше);
  • какие ассоциации вызывает.

3. Заключение. Понравилась ли картина ребенку? Хотелось ли увидеть ее в музее среди других работ художника? Захотелось ли посетить место, изображенное художником?

Любое сочинение легко разобрать на блоки. Согласитесь, когда появляется четкий список действий, процесс идет легче и быстрее.

Желаю вам сил и терпения!

#школа #пишем сочинение #сочинение #дети #родителям на заметку #искусство