Найти в Дзене
Новости от tkha

Desokupa - команда боксеров, выселяющая "окупас". В рамках закона?

Вот они. Фото - из открытых источников.
Вот они. Фото - из открытых источников.

Предисловие. Эту статью я переводила в октябре 2016. Прошло 4 года. За это время у Desokupa только прибавилось работы. НО! Нужно чётко различать мафию "окупас" - и тех людей, те семьи, которые банки выселяют из их квартир из-за одного (одного!) неуплаченного платежа по ипотеке. При этом долг по ипотеке на них остается, хотя жилье и отобрали. Но вернемся к тексту 2016 года.

"Desokupa. Компания, специализирующаяся на освобождении квартир, занятых силой и без договора аренды, легальные методы, менее чем за 72 часа освобождаем квартиру, на всем Полуострове. Эффективность более чем в 90% случаев". Такое объявление разместила недавно компания Desokupa на портале milanuncios.com. Сейчас им этого уже не нужно, потому что они перегружены заказами. "Обычно было пять звонков в неделю. Сейчас - 15 звонков в день. У нас очень много работы", говорит Даниэль Эстэве, директор самой неоднозначной компании, которая появилась в Испании. Её клиентами являются владельцы оккупированных квартир и домов, которые, в отчаянии из-за медлительности правосудия, предпочитают нанимать для этого команду боксеров, чтобы изгнать непрошенных жильцов. Новизна и социальный феномен ситуации в том, что всё законно. По крайней мере, до сегодняшнего дня.

Desokupa использует знания пробелов в законодательстве ("серых" областей закона), чтобы вернуть владельцам их занятые дома, не прекращая дело в суде. Хотя уже есть несколько общественных организаций, подавших иски против компании и обвиняющих её в криминальных угрозах, принуждении, выселении без суда и нарушении основных прав. Критики идут ещё дальше и отмечают, что некоторые члены команды принадлежат к неонацистской среде и даже к сербской милиции. На данный момент Desokupa работает почти исключительно в провинции Барселона, хотя уже побывала в Мадриде и не исключает, что расширит периметр своей деятельности.

"Мы не входим в жилые дома и не вытаскиваем людей на улицу", защищается Эстэве. "Наш формат - установление контроля доступа к частной собственности в рамках контракта, подписанного с владельцами. Клиент должен доказать нам, что является собственником жилья и что оно было занято силой. Установив этот факт, мы идем с эскритурами в руках к дому, в большинстве случаев вместе с владельцем, и начинаем переговоры с "окупас" об освобождении недвижимости. Если они не согласны вести переговоры, мы устанавливаем оперативный контроль доступа к этому жилью с помощью нескольких человек, всех с образованием в деле контроля доступа, и мы просто контролируем вход в жилье в течении 24 часов. Это вызывает такой дискомфорт, что "окупас" в конце концов соглашаются начать вести переговоры о финансовой компенсации за свой уход, с той оговоркой, что, если в один прекрасный день жилье останется пустым, они не могут повторно войти и выйдут на улицу за 0 евро. Если в любой момент ситуация становится напряженной, мы звоним в полицию и никогда не используем силу".

Очевидно, что "окупас" не соглашаются безропотно уйти, когда кто-то просит по-хорошему. Вид же перед дверью мускулистых парней с грозными лицами, экспертов в боксе и боевых искусствах, прошедших тысячи потасовок, является основным решающим фактором. Сам Эстэве 25 лет проработал директором по безопасности и умеет вести переговоры, зная этот язык, тонкую грань между предупреждением и угрозой. "Мы никогда не входим в жилище и никогда не подымаем руку на кого-либо. Успех основан на том, что мы используем закон в нашу пользу. Это кажется простым, но это очень сложная работа. Если это было бы не так, то этим мог бы заниматься любой", говорит идеолог бизнеса, который освободил за год 80 объектов. Его ставка колеблется от 3000 до 8000 евро в зависимости от сложности случая.

По словам Desokupa, в 95% случаев всё проходит успешно и решается менее чем за один час. Единственная проблема, по их словам - это оставшиеся 5%. В частности, это 4 случая, которые заставили бить во все колокола различные социальные группы в Барселоне. Одна из них - это Организация по экономическим, социальным и культурным правам (DESC), которая подала уголовную жалобу на Desokupa по факту освобождения дома, известного как Can Dimoni, исторического здания в районе Gracia, которое год назад было оккупировано молодыми людьми из движения okupa. По словам директора этой организации, все факты нарушения прав людей при выселении из здания хорошо задокументированы. "Только судья может приказать выселить или ускорить выселение из жилья. Никто не может действовать во внесудебном порядке".

Герман Пласа, адвокат Desokupa, утверждает, что не имеет доказательств того, что было возбуждено уголовное дело или что были заявления в суд, которые им обещали. Он утверждает, что Desokupa использует закон, чтобы помочь законным владельцам вернуть свои дома. "Никогда не участвуем в выселении за неуплату арендной платы или ипотеки, это - "за красной линией". Действуем в случаях занятия дома силой, когда выбиваются входные двери и есть реальная опасность смерти в объекте недвижимости, находящемся в собственности. Мы говорим об этом типе людей. Я удивлен, что социальные группы встают на защиту правонарушителей, а не потерпевших, многие из которых - семьи с детьми, которые купили эти квартиры, экономя всю жизнь, и теперь вынуждены скитаться, потому что их дома оккупированы", говорит адвокат.

"Мы помогаем людям, а не спекулянтам и не инвестиционным фондам, как бы нас в этом не обвиняли", говорит Эстэве и показывает статистику - 70% клиентов компании - частные лица и 30% - юридические. "Более того, в большинстве случаев у нас есть не только согласие владельцев, но и одобрение со стороны всех соседей. Есть целые общины "окупас", превращающие жизнь в доме в настоящий ад. Как в случае с "окупас", которые захватили всю улицу, мочились на лестничной площадке, угрожали, приставали к женщинам. Мы решили эту проблему мирным путем и сейчас эта улица говорит, что мы "сотворили чудо".

Директор Desokupa говорит о мафии профессиональных "окупас", которые процветают на всем Полуострове, особенно в Каталонии. Они находят пустующие жилые дома или недостроенные здания, чтобы поселиться в них, и требуют выкуп за то, что они эти объекты освободят. "Они взламывают замки, бросают матрас на пол и когда появляется хозяин, они говорят ему - давай 50 000 евро, а если не сделаешь этого, то не будешь тут жить или я перережу тебе горло", говорит Эстэве, пересказывая слова одного из таких "окупас", которого удалось выселить. "Это была цыганская семья и я их выселил по просьбе друзей за символическую сумму. В этом доме уже было 65 вызовов полиции и одно убийство, а мы покончили с этим в течении 45 минут и начальник полиции был вместе с нами. Было уплачено сверх согласованной суммы 400 евро за грузовик для перевоза вещей, и все остались довольны".

Соседи вышли на тропу войны

Не так рада тому, что происходит, Ассамблея Раваля - общество жильцов этого эмблематичного района Барселоны. Ассамблея стала первым органом, объявившим войну компании Desokupa, после двух случаев, которые они считают "чрезвычайно серьезными". "Есть много свидетельств, произошедших в этом районе,  того, что то, что они говорят, что уважают закон - это только маркетинг", говорит один из членов Ассамблеи. "Мы видели, как они сели перед дверью и препятствовали пройти на лестницу жителям всего дома, когда их нанял хозяин только одной из квартир. Даже если бы он был хозяином всего дома, это незаконно. Только функционер (чиновник, полицейский,..) может препятствовать доступу к жилью, имея на то веские основания. Не говоря уже о том, что они установили сигнализацию и бронированную дверь. Это вопиющий факт".

Действительно, если оккупированное жилье в какое-то время остается пустым, его владелец, присутствующий при действиях, дает разрешение слесарю сменить замки и позже установить бронированную дверь, в то время как команда Desokupa отвечает за контроль безопасности. "Если ты владелец и не существует никакого договора аренды в твоем доме, который был оккупирован без твоего согласия, то почему бы не быть законным сменить дверь и установить сигнализацию?", задает вопрос адвокат Desokupa.

Мать и её 18-летняя дочь, резиденты Пакс де Пенедес (Барселона), столкнулись с этой ситуацией, когда вернулись домой 9 сентября. Замки уже были поменяны, а Эстэве и команда из трех контролеров доступа предложили им собрать вещи и уйти. Женщина утверждает, что подала жалобу на кражу со взломом и внесудебное выселение. Desokupa же утверждает, что две женщины оккупировали жилище, применив силу (они вселились после того, как Bankia выселила их, отобрав этот же дом за неуплату ипотеки), и потому только законный владелец имеет право на это.

Хосе Анхель Гальего, адвокат выселенных женщин и известный активист движения против выселений, говорит в пояснительной записке: "Оккупация жилья не является преступлением. Лишь в некоторых и исключительных случаях может быть им", хотя "до последней реформы Уголовного судопроизводства было невозможно найти хоть одного человека, который был бы за это осужден". Войти в жилище, даже если это делает его владелец, по словам Гальего, - это незаконно. "При совершении преступления взлома закон защищает проживающего в жилище, независимо от отношения собственности этого человека к жилью. Поэтому без разницы, кто владеет домом, с титулом или нет, другими словами, является ли он собственником, арендатором или "окупа", потому что он защищен законом не по этой причине, а потому, что там живет".

"В данном случае существует опасность делегировать функции, которые принадлежат исключительно Государству, компании дискотечных вышибал", говорит Антони Салас, житель Раваля, который присутствовал при одном из случаев, который поставил на тропу войны жителей района. Конкретно, это была филиппинская семья, которая заняла две квартиры в доме 15 по улице де ла Сера. "Эта компания не ведет переговоры, она вытягивает жилы. Они вызывают ужас. Доказательство - эта филиппинская семья. Женщина, мать двоих детей, изменила свое решение покинуть квартиру после того, как увидела на улице 30 человек, поддерживающих её, и агентов полиции. Она не переставая плакала, спрашивая, где они будут спать этой ночью. И это потому, что на неё оказали невыносимое давление, чтобы она ушла", говорит Салас. Никто из тех, кого выселила компания Desokupa, не захотел говорить с автором статьи.

Сотрудники - в центре внимания

Против Desokupa даже возникла социальная кампания - STOPDESOKUPA. Её цель - "бороться против найма бандитов собственниками-спекулянтами, которые для достижения своих экономических целей выходят за рамки закона и потребностей людей,  нанимают бандитов, использующих запугивание и силой вытесняющих людей из их дома". Люди, проводящие эту кампанию, настаивают на анонимности, но говорят в интервью автору статьи: "Сколько бы ни говорил господин Эстэве об успехе в выселении людей, это ложь, мы бы знали про эти 90% случаев в Барселоне. Мы говорим о людях, которые обвиняются в незаконном вторжении в жилище других на основе угроз, принуждения и вандализма в тех домах, где они действуют".

Директор Desokupa кривится от таких обвинений и обещает "начать судиться со всеми теми, кто клевещет на нас и порочит нашу репутацию. Я прекращу эти обзывания моих сотрудников громилами, хулиганами и фашистами". Действительно, одним из самых спорных моментов этого бизнеса являются его сотрудники, все - подлинные силачи, завсегдатаи боксерских клубов и школ смешанных единоборств (ММА). Критики даже установили имена некоторых из них, особенно сосредоточив внимание на двоих: Эрнесто Навасе, известном под именем Бойцовый Пес, с вытатуированным именем Рудольфа Гесса на своем животе, и Живко Иванове, связанным с ультранационалистическими партизанами Сербии и интегрированным, по информации STOPDESOKUPA, в болгарскую вооруженную организацию Alba Ortodoxa (так в статье - прим. tkha).

"У меня может работать любой, кто не имеет уголовной судимости и обучался контролю доступа. Их этих людей я выбираю свою команду", говорит Эстэве, на которого работают более 50 человек, в том числе 12 - в штате. "Когда мы работали в здании Can Dimoni, нас хотели атаковать почти 60 человек в капюшонах с цепями и я вынужден был вызвать Mossos d´Esquadra. Какие-то сотрудники имели судимости в прошлом? Ну да, сейчас отсутствуют, просто по этой причине они не могут вернуться на работу или заняться бизнесом", продолжает Эстэве, прежде чем сообщить: "Мы являемся жертвами политической кампании со стороны крайних левых. Во время Can Dimoni, член каталонского парламента от партии CUP (ультралевые - tkha) позволил себе обниматься и расцеловываться с людьми в капюшонах, в то время как нас,  которые не прятали свои лица, снимали на камеры мобильных телефонов".

Из Ассамблеи Раваля предупреждают - они уже организовали систему локального оповещения, чтобы избежать следующего выселения Desokupa, как это было с успехом проделано группой жителей в районе Орта 22 сентября. Но Эстэве это мало волнует: "Пока существует Закон о частной собственности и компании, которые могут оказывать услуги в деле возвращения собственности, мы  будем продолжать приходить туда, куда нас зовут".