21,4K подписчиков

Рогатые шапки женщин мира

1,7K прочитали

Стараниями Голливудского кинематографа образ рогатой женщины недавно пронесся на экранах в образе владычицы тьмы, Малефесенте. Фильм оказался популярен не в последнюю очередь благодаря мощной силе архетипа рогатой женщины.

Давайте заглянем вглубь веков и попытаемся разгадать тайну женских рогов.

Рогатые богини

Еще в незапамятные времена наскальные рисунки Евразии содержат изображения рогатых людей. Эти же изображения имеют широкие аналогии в археологических памятниках Кавказа, Памира, Южной Сибири, Якутии, Дальнего Востока и даже индейцев Америки.

Петроглифы в Калифорнии
Петроглифы в Калифорнии

Кстати, насчет Америки, не зря образ Мелифисенты пришел из Голливуда, ведь древняя рогатая богиня Геката сейчас олицетворяет статую Свободы. Известно, что в Древней Греции и Риме, 31 декабря был посвящен богине Гекате.

Статуя свободы в США
Статуя свободы в США

Геката в древнегреческой мифологии – покровительница подземного царства, повелительница Черной Луны, богиня магии и колдовства. В одном мифе она превращается в медведя или дикого кабана и убивает своего собственного сына, затем оживляет его. Обладает тройственным ликом, как и некоторые божества индийского пантеона. Её атрибутами были факел, бич и змеи, голову украшает корона из 7 рогов.Три кнута власти, которыми она управляла человечеством, временем и пространством, делали ее незаменимым союзником магов.

О статуе свободы в США можно почитать здесь >

Рогатых женщин мне также довелось увидеть в музее Махачкалы, которые относят к эпохе бронзы.

Фигура женщины с головным убором с рогами. Место находки: с. Гидатли
Тляратинского района Дагестана. Предположительно 6 в. д.н.э.
Фигура женщины с головным убором с рогами. Место находки: с. Гидатли Тляратинского района Дагестана. Предположительно 6 в. д.н.э.

Другая рогатая богиня Умай известна у древних тюрков. Умай — древнейшее женское божество тюркских народов, занимало второе место после Тенгри. Среди современных тюркских народов известно у алтайцев, башкир, хакасов и др.

Подробнее об этой богине можно почитать здеcь >

Существовал подобный головной убор и у кельтов. Многие думают, что викинги носили рогатые шлемы, что охотно подкрепляется современным кинематографом и индустрией развлечений. Однако в реальности не было найдено ни одного рогатого шлема викинга. Напротив, были находки рогатых шлемов, принадлежащих кельтским жрецам или жрицам.

Щлем кельтского жреца
Щлем кельтского жреца

Большинство из них — кельтские и были созданы в железном веке (800 г. до н. э. — 100 г. н. э.), в том числе и знаменитый шлем, поднятый со дна Темзы в 1860-х гг. и выставленный в Британском музее. Легкость металла и красота отделки «темзского» шлема дают основания по­лагать, что надевали его не для битв, а для обрядовых церемоний.

Рогатые женщины на Руси

Но вернемся к нашим баранам. Оказывается, в средневековой Руси женщины тоже носили рогатые головные уборы.

Кика двурогая
Кика двурогая

Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Кика была атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества». Кики носили преимущественно в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях. Возникнув в одной местности, бытуя в другой, тот или иной вид женского головного убора сохранял в названии имя своей родины: например, «кика новгородская» или «торопецкий каблучок».

Рогатая кичка. Вторая половина 19 век. Спасский уезд. Тамбовская губ.
Рогатая кичка. Вторая половина 19 век. Спасский уезд. Тамбовская губ.

Прежде всего, рогатая кичка в виде луны показывала связь женщины с языческой Макошью, Великой Богиней Судьбы, которая, как верили древние славяне, воплощала в себе всю силу женской энергии. Как известно, бык древних земледельческих культурах был непосредственно связан с великой богиней и также считался атрибутом плодородия.

Стараниями Голливудского кинематографа образ рогатой женщины недавно пронесся на экранах в образе владычицы тьмы, Малефесенте.-10

Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В день свадьбы после священнодействия, когда девушка «превращалась» в женщину, проходил обряд «расплетения косы». Подружки расплетали косу невесте. Они делили волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке. Семантика обряда показывает, что девушка обрела свою половинку и соединилась с ней для дальнейшего продолжения рода.

Свадебный женский костюм. Конец XIX - начало XX века, с. Ушинка Керенского уезда Пензенской губ. (ныне Земетчинский район Пензенской обл.)
Свадебный женский костюм. Конец XIX - начало XX века, с. Ушинка Керенского уезда Пензенской губ. (ныне Земетчинский район Пензенской обл.)

На неё надевали невысокий головной убор («кичка молодухи») с едва намеченным рогом. После рождения первого ребёнка молодуха, доказав свое плодородие, надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Со временем эта традиция была утеряна и свадебные костюмы приобрели высокие «рога».

Стараниями Голливудского кинематографа образ рогатой женщины недавно пронесся на экранах в образе владычицы тьмы, Малефесенте.-12

В XIX веке ношение кики стало преследоваться православным духовенством — от крестьянок требовали ношение кокошника. Сохранились документы, из которых следует, что священникам строго предписывалось не допускать женщину в кике не только к причастию, но и в церковь. Запрет действовал на протяжении очень долгого времени вплоть до конца XIX века. В связи с этим к началу XX века ношение головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком, или кокошником, в символике которого тоже можно увидеть рога.

Кику же лишь изредка можно было встретить в южных областях России. В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов.

Подробнее о кокошнике и русских головных уборах читайте тут >

Рогатые женщины в современной Европе

Интересно, что и в Европе до сих пор сохранились праздники, в которых женщины носят рогатые костюмы с самыми натуральными рогами. Костюмированные праздники проходили в основном в зимне-весенний период: рождественские и новогодние маскарады, карнавалы и масленница. Вот один из таких праздников в Румынии:

О языческих ритуалах Европы читайте тут >

Рогатые женщины Кавказа

Мои последние несколько статей были посвящены народам Дагестана. Изучая народные костюмы Аварских и Лезгинских народов, я с удивлением обнаружил наличие женского рогатого головного убора. Изображение головных уборов этого типа встречается уже в наскальных росписях Дагестана. Женщины Дагестана волосы заплетали в косы. Девочкам до трех-четырех лет, а в многодетных семьях до семи-восьми лет, обычно брили головы, оставляя лишь челку на лбу и пряди на висках.

В ряде обществ – даргинских и аварских, частично в граничащих с аварцами лакских – существовал обычай, по которому молодой женщине после замужества или перед первой брачной ночью или с рождением первенца, брили волосы, оставляя их лишь на лобно-теменной части. Интересно, что и у восточных славян был обычай «подстригания и даже бритья волос у замужней женщины».

Сходство со славянским головным убором, кикой составляет также рогатый головной убор женщин — чухта. В старину на верхних углах имелись выступы наподобие рогов, с которых свисали большие кольца. Рога со временем уменьшились и превратились в металлические височные бляхи, вокруг которых обвиваются или свисают крупные кольца. У андийцев «рога» скрываются платком поверх чухты.

Рогатые женщины Гималаев

Гималайский регион не отличается мягким климатом и большую часть года люди, населяющие эти места, вынуждены носить несколько слоёв тёплой, толстой одежды. И единственной частью тела, которая всегда на виду, остаётся только голова. Наверно, именно поэтому головные уборы женщин этого региона так необычны, красочны и уникальны: во-первых, они служат украшением, во-вторых, одного взгляда достаточно, чтобы определить социальный и материальный статус женщины.
Пожалуй, самым удивительным и необыкновенным является головной убор женщин Ладакха (Индия) - перак.

Он представляет собой кожаную полоску длиной 1 метр, покрытую красной фетровой тканью. По форме он напоминает змею, и особенно верхняя часть очень похожа на то ли на раскрытый капюшон кобры, то ли на рогатое существо. Традиционно, раскрытый над кем-то капюшон кобры символизирует защиту и покровительство, и именно поэтому перак имеет такую форму - он ещё и призван защищать свою владелицу.

Необычный головной убор имеют женщины народности ньинба, проживающие в районе Хумла (Непал). Называется он ганджунг и представляет из себя этакое почти треугольное сооружение из кожи и фетра, отделанное камнями бирюзы, коралла и жемчуга, а также золотыми и серебряными украшениями.

У непальского племени в районе горы Манаслу женщина носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов.

Женщины Тибета также носят фетровые или меховые шапки с рожками. В настоящее время незамужние женщины в Тибете на праздничных церемониях носят головной убор с двумя отчетливыми рожками.

Рогатые женщины Монголии

Головной убор замужней женщины состоял из прически (хабтагай), при устройстве которой пряди волос в верхней части (по сторонам головы) были склеены в тонкие, широкие, полукруглые полосы (похожие на распростертые крылья), перехваченные серебряными пластинками (хапчик), а в нижней были заплетены в две косы (курилъго), покрываемые чехлами из бархата или плиса.

Поверх прически надевался серебряный или металлический венчик (толгоин болт), украшенный различными подвесками, и остроконечная шапка (малагай) с бархатным или плисовым околышем и лентами (дзалга) сзади. Описанную выше халхаскую прическу и костюм могла носить только женщина, прошедшая обряд бракосочетания.

Якутские рогатые женщины

В Якутии тоже существовал подобный головной убор с меховыми рожками. Раньше такие головные уборы носили только шаманы высокого ранга, кроме того у всех посередине лба было большое округлое зеркало.

Рогатые шапки кочевников

У древних сакских племен, подобные шапки сохранились у башкир, каракалпаков и других народов. На фото вид свадебной шапочки, бытовавший у караногайцев, это «теке боьрк» – козлиная шапка. Это шапочка в виде усеченного конуса, высотой 50-60 см, ее каркас изготавливали из древесной коры или специально обработанной козлиной кожи, затем его обтягивали бархатом. Декор верхней части такой шапочки состоял из аппликативных нашивок в виде стилизованного изображения роговидных завитков, а нижнюю часть украшали нашивками из серебряных накладок, монет, цепочек, драгоценных камней.

Ногайская шапка
Ногайская шапка

А вы знаете у каких народов есть схожая традиция?

Читайте также: