Найти в Дзене
Этноmix

Секреты русского кокошника

Головные уборы (кокошники) были наиболее богато украшенной частью национального русского костюма. Они чаще всего сделаны из парчовой ткани, сотканной с позолоченными металлическими нитями или бархатом с золотой вышивкой. Использовались декоративные элементы , характерные для тех мест, где изготавливались украшения. На севере - распространены украшены с речным жемчугом, которого было много в тех областях, в то время, как шерстяные вышивки более популярны на юге.

Из под головных уборов девушки выставляли волосы на показ, так как волосы считались самым главным достоинством девичьей красы.
Замужние женщины были обязаны покрывать волосы полностью, поэтому кокошники часто сопровождались "венчиком" - покрытием для лба, сделанным из ткани, металла, бисера или жемчуга.

Вышивка в национальном костюме использовалась не только для украшения. Она несла в себе почти те же функции, что и татуировка, в первую очередь как оберег. Именно по этой причине мотивы вышивки помещаются так же обычно вокруг краев предметов одежды, таких как шея и запястья, где тело является самым уязвимым. С другой стороны вышивка очень часто добавляется по мышцам плеча, символизируя силу.

В образе головного убора воплотились народные представления о девичьей красоте, поэтому делались они из самых дорогих и привлекательных материалов —шёлка, бархата, золотой или серебряной тесьмы, золота, жемчугов, самоцветов. Считалось, что выдавать замуж девушку можно было только по достижении полного расцвета ее красы. Существовали особые приметы этого расцвета.

Например, важный признак зрелости и готовности девицы к замужеству - длина волос. Волосы девочкам не стригли, и отросшая коса свидетельствовала, что девица тоже подросла.

-2

О половой зрелости свидетельствовала алая лента в волосах. Ее девушка получала право вплетать в косу вместо шнурочка лишь со вступлением в детородный возраст. Кроме того, алый цвет считался самым богатым и красивым. Коса, убранная лентами, жемчужными нитями или бусами, часто завершалась расшитыми «косниками».

Не менее важным признаком девичьего расцвета были здоровье, («налитость» тела), а также наличие ума-разума, способного к рукоделию и ведению хозяйства.

«Заневестившуюся» девицу начинали особо наряжать.

Уборы девушек - венцы, коруны, повязки, чёлки и прочие — оставляли макушку головы открытой. Все они напоминали собой венок из цветов. Наряд красавицы «на выданье» выделялся обилием украшений: лент, подвесок, колец. Дополняла облик декоративная косметика - белила и румяна. Положение девушек, достигших брачного возраста, отличалось наибольшей свободой, а их жизнь считалась беззаботной и вольной. Они водили хороводы, ходили на посиделки, участвовали в разных забавах, но только пока их не просватали.

Во время свадебного обряда девичья красота обретала свои символические образы, которые воплощались предметно. В зависимости от мест проживания эти предметы имели разный вид. В Ярославской губернии ее воплощением было деревце, украшенное лентами. Оно так и называлось-«красота». Во время свадьбы при выносе его из дома приговаривали:

А тебе, Марья Ивановна,
Не бывать больше в девушках,
Не носить алых ленточек.

В иных местах Ярославщины после свадьбы эту красоту-деревце тайно ночью подбрасывали на крышу дома парню, который собирался жениться.

Девичьи и женские головные уборы различались.

У замужних женщин понятие красоты по традиции требовало закрытости волос, поэтому их прятали под кокошники, повои, кики, «каблучки» «сороки» и прочие женские головные уборы. Однако пока женщина была молода и способна к деторождению, ей разрешалась пышность праздничных головных уборов. До рождения первого ребенка «молодухи» еще могли носить и некоторые девичьи «украсы», например, ленты и банты, но, закрепляли их уже не в волосах, а сзади, поверх головного убора.

«Чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Кика была атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества». Кики носили преимущественно в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях. Возникнув в одной местности, бытуя в другой, тот или иной вид женского головного убора сохранял в названии имя своей родины: например, «кика новгородская» или «торопецкий каблучок».

Подробнее о рогатых шапках читайте тут >

Рогатая кичка в виде луны показывала связь женщины с языческой Макошью, Великой Богиней Судьбы, которая, как верили древние славяне, воплощала в себе всю силу женской энергии. В более поздних версиях кики, рога были стилизованы под острые углы и отчасти сохранились в форме кокошника.

Женский убор был многослойным. Комплекс с кокошником предполагал помимо основного элемента еще налобник - «очелье» - и позатыльник, куда прятались волосы. Иногда вместо них надевалась мягкая легкая шапочка -«сдернха». В Ярославской земле принято было сдвигать кокошник почти на затылок.

Происхождение кокошника окутано многочисленными тайнами. Согласно самой популярной версии, название этой короны происходит от древнерусского слова - курица наседка, которая связана с формой кокошника в виде гребня.

Кокошник подходит не всем подряд. Дело в том, что носили его только замужние и, как правило, только вовремя каких-либо значимых обрядов, например свадьбы. Когда-то непокрытые женские волосы, скорее пугали, чем привлекали. Считалось, что замужняя женщина с распущенными волосами накликала беду на всю деревню. Поверье, запрещающее ходить простоволосой и породила разнообразные головные уборы, от простых покрывал до кокошника.

Впрочем, как и корона - кокошник был очень дорогой. В нём применялись драгоценные камни, жемчуг, монеты, золотое шитьё, чем только не украшали его.

Свой кокошник был практически у каждой зажиточной женщины, их передавали по наследству, жемчужный кокошник мог стоить до 500 рублей, при том что корова стоила всего 3 рубля.

С точки зрения энергетики кокошник является мощнейшим оберегом. Он обязательно должен состоять из 3 частей. В центре стилизованная лягушка, она является знаком плодородия. По бокам лебеди, символы супружеской верности. Но особенно богато вышивали с не лицевой стороны, а с тыльной. На ней как правило, изображали древо жизни, каждая веточка которого символизировала новое поколение.

Когда именно начали носить кокошники на Руси до сих пор неизвестно. Само слово в первый раз встречается в документах XVII века. Согласно одной версии - это исконно русский головной убор. Согласно другой версии русские модницы позаимствовали его из Византии. Там еще с античных времен был прообраз кокошника - диадема. Есть еще одна скифская версия, что это был головной убор скифских женщин. Каких кокошников только не было. Через некоторое время его перестали соотносить с семейным статусом.

Сначала кокошник носили все и крестьяне и боярыни, но после реформ Петра I этот головной убор переместился в гардероб крестьянок, купчих и мещанок. Впрочем, кокошник не спешил сдавать свои позиции. В первый раз он возвращается в моду при Екатерине II. Императрица с удовольствием позирует в нём на картинах, чтобы подчеркнуть близость к народу. С тех пор кокошник регулярно носили российские Императрицы.

В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

В начале XX века кокошник делает стремительную карьеру и отправляется покорять весь мир. В начале был знаменитый бал-маскарад в зимнем дворце в честь дома Романовых. Фотографии с этого бала вызвали всплеск интереса во всей Европе. Затем русские сезоны Дягилева, сделали русское самым модным, а кокошник настоящим символом того времени.

Новая волна моды на кокошники охватила Европу с прибытием русских эмигрантов, многие из которых занялись модой. В 20 годы кокошник самый модный аксессуар для невесты. Кстати у королевы Англии тоже есть кокошник родом из России.

Кокошник — один из самых красивых головных уборов мира, ведь он является настоящим произведением искусства, превращающий женщину в сказочную царевну. И даже сегодня он покоряет сердца миллионов, доказывая, что русская культура - это мировое достояние.

А вам бы хотелось надеть русский кокошник?

Читайте также о рогатых шапках женщин мира >