21,1K подписчиков

Кхамки — самые красивые девушки Тибета

11K прочитали

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме. Подобный костюм стоит целое состояние, который призван демонстрировать труд многих поколений и даровать магические силы для его обладательницы. Пожалуй, самый сложные и массивные украшения принадлежат девушкам Кхама, одного из трех основных районов Тибета: Цанг, Кхам, Амдо. Округ Кхам включает в себя части провинций Сычуань, Тибет, Юньнань и Цинхай.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.

Кхам — это регион с древней и самобытной историей, на путях пересечения Китайской и Индийской цивилизаций одновременно с традициями высокогорья еще со времен неолита. Даже во внешности можно найти как азиатские черты, такие как разрез глаз, так и смуглость кожи, характерная для индусов.

Кхам ранее был провинцией Тибета
Кхам ранее был провинцией Тибета

Ранний торговый путь между Центральным Тибетом и Китаем проходил через Кхам, и Кхам, как говорят, послужил источником вдохновения для мистической страны Шангри-Ла в романе Джеймса Хилтона. Будучи пограничным регионом, Кхам интегрировал и "тибетизировал" раннее монгольское и китайское население.

Народ Кхама, кхампа, — известные воины, прославившиеся своей меткостью и искусством верховой езды. Но это не только люди горячего и прямого нрава, отличные наездники и охотники, обожающие лошадей, оружие и украшения, удачливые торговцы, но и невероятные модники.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-3

Все дело в том, что кхампа - традиционные кочевники. И до недавнего времени вынуждены были часто переезжать, курсируя по Гималайским долинам.

Украшения составляют большую часть сбережений многих семей. Они копятся годами и веками передаются из поколения в поколение. Таким образом, будучи не в состоянии хранить богатство в форме поместий, домов, земли на протяжении тысячелетий материальные ценности кхампа хранились в драгоценных тканях и особенно в украшениях.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-4

Судите сами, какие они модники: во-первых, наши стиляги любят светлые широкополые шляпы. Во-вторых, мужчины-кхампа носят халаты, украшенные мехом барса. Примечательно, что халат чаще всего носят, продевая руку только в один рукав.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-5

Ну и, наконец, прически. Это отдельная песня. И мужчины, и женщины отпускают очень длинные волосы. А чтобы такая роскошь не путалась и не мешала, их заплетают и укладывают вокруг головы. Несмотря на невероятную длину волос, кхампа дополняют их пучками ярко-красных или черных шерстяных нитей. Но и это еще не все! В прически вплетаются многочисленные тяжелые украшения из янтаря, бирюзы, кораллов, золота, серебра и бусин дзи из агата.

Бажу - это главное украшение, которое тибетцы часто носили на голове, когда становились взрослыми, На головном уборе женщин отчетливо видны рожки, что должно символизировать плодородие и связь с великой богиней древности, которая у многих народов имела рога, как например богиня тюрков Умай, рогатая богиня неолита Дагестана, богиня Геката или рогатая богиня Макошь у древних славян.

Золото и серебро также естественным образом встречаются в Тибете, и использование этих металлов богатыми людьми также насчитывает тысячи лет.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-6

Для простых людей золотые серьги, возможно, стоили годовой, а то и нескольких лет доход, однако украшения имели такой высокий социальный статус в их обществе, что, вероятно, не приходилось дважды думать о покупке.

Стоимость реликвий, передающихся по наследству в богатых семьях, может составлять несколько миллионов долларов по современным ценам на тибетское антикварное ювелирное искусство. А вес таких украшений порой доходит до 40-50 кг и девушка не может передвигаться без помощи родственников.

Чем богаче женщины, там длиннее нити с бусинами и тем больше на женщине поясов из золота и серебра. Желтые бусины - янтарь, красные - коралл, голубые - бирюза. Хотя, в современных версиях традиционного наряда нередко используется имитация, например, вместо янтаря может быть использован более дешевый аналог — копал.

Женщины надевают их на свадьбу и другие праздники с 3-4 лет, таким образом демонстрируя все семейное богатство. Для народа кхампа эти украшения имеют и величайшее сентиментальное значение - память, поскольку являются результатом тяжелого труда и успеха многих поколений их предков.

Интересно и то, что красный коралл – самый востребованный камень, но Тибет очень-очень далёк от океанов и кораллы приходилось импортировать, что делало украшения из кораллов особо ценными.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-8

Особенности жителей Кхама

Кхам, расположенный на пересечении цивилизаций имеет отличительные местные особенности, делающие его непохожим ни на остальных тибетцев, ни на китайцев :

1. Существуют очевидные различия в физическом строении между кхампа и тибетцами в районе Южного Тибета. Это два разных этнических типа: жители Цанга с короткой головой, широким лицом и невысоким ростом. Тип кхампа, также известный как тибетские воин, имеет длинную голову, узкое лицо и более высокий рост. У многих мужчин-кхампа есть ножи на поясе и они привязывают "шип героя" черными или красными шелковыми нитями к своим волосам, что делает их вид бравурным.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-9

2. Кхамцы на самом деле представляют собой пестрый этнический ковер со своими языками, обычаями и традициями, существуют такие народности как "Муя", "Бубба", "Ютонг", "Чойу", "Заба", "Пуми", "Намри", "Луру" и так далее. Интересно, что в Китае народы кхампа не входят в официальный список 52 традиционных народностей Китая. Все тибетские народы тибета по китайской классификации являются тибетцами.

3. Среди тибетцев Кхам все еще существует множество языковых ветвей, а некоторые даже имеют несколько языков в пределах одного округа. Большинство традиционных языков в Кхаме - тибетский, который можно разделить на три диалекта: диалект У-Цанг (а именно диалект Лхасы), диалект Кхам (диалект Деге, диалект Камдуо) и диалект амдо.

По крайней мере одна треть жителей Кхама говорят на языках Цяньги, семье из двенадцати различных, но взаимосвязанных языков, которые не имеют близкого родства с тибетским кхамом.

Произношение разных тибетских диалектов отличается, поэтому диалог несколько затруднен. Однако, поскольку тибетский язык на основе звуковых символов облегчает общение.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-10

Существует тибетская пословица:

Лучшая религия происходит из Цанга, лучшие люди происходят из Кхама, а лучшие лошади происходят из Амдо

Кхампа поклоняется камням. В Чамдо, Тибет, Кхампа верит, что белый камень может охранять семью, поля и урожай от имени богов. Огромная белая скала, которая возвышается, является воплощением богини. Камни Мани, разбросанные по горам и долинам тибетских районов и вдоль дорог деревень, являются заметными проявлениями тибетско-бонского поклонения горам и камням.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-11

Кхам славится своими грациозными, безудержными, энергичными и мощными песнями и танцами, особенно танцем Юшу.

Пищевой рацион

В скотоводческих районах основными продуктами питания являются говядина, баранина, молочные продукты, рисовые лепешки и мука, а также "Долма".

Кукуруза, гречиха, соя, фасоль, картофель являются основными продуктами питания в восточной сельскохозяйственной области Кхам. Мясо в основном состоит из свинины и баранины, а также здесь в изобилии водятся дикие животные, такие как олень, косуля, лань, зеленая овца, дикий кабан и фазан.

В сельских районах в качестве основных пищевых масел используются топленое масло, говяжье и овечье сало, которые практически не содержат растительных масел. В фермерском районе преобладают свиной жир и свиное сало, а также топленое масло и небольшое количество растительных масел, а также грецкие орехи, рапс и арахис в качестве добавок.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-12

Брак

Для входа во взрослую жизнь для девочек совершается обряд инициации.

В регионе Гид на тибетском языке обряд посвящения девочек который буквально называется "банкет волос", также известный как "скра-пхаб". Девушку, которая проводит церемонию, зовут багма, что означает невеста. По-тибетски девушку, которая собирается выйти замуж, обычно называют "Вухма". Согласно традиционным тибетским обычаям, девочки обычно проводят церемонии в нечетном возрасте от 7 до 15 лет, например, в 7, 9, 11 и т.д., в зависимости от роста, зрелости и подготовленности ребенка.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-13

Большинство молодых мужчин и женщин до свадьбы находятся в свободных отношениях. Также как и у туарегов Сахары, в Тибете девушки очень гордятся своими любовными похождениями, поклонники часто дарят им особенные монетки, ожерелье из которых считается мерилом успеха барышни. Чем больше монеток, тем завидней невеста.

Прежде чем обручиться они обычно должны сверить свои астрологические данные по китайскому зодиаку на совместимость. После помолвки они обмениваются подарками.

Нередко у кхамок практиковалось многомужество, об этом читайте в отдельной статье >

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-14

Похороны

Древний зороастрийский обряд, «Небесное погребение» – основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.

Если ребенок мертв или кто-то умер из-за болезней, тело выбрасывают в реку на корм рыбам. Это называется водным погребением. Тех, кто совершал плохие поступки при жизни, хоронят в земле. Тибетцы верят, что похороненные люди никогда не перевоплотятся. Так что это самые низкие похороны.

Также существует погребение в башне с последующей кремацией.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-15

Интересно, что небесное погребение на башне практиковалось в Дагестане вплоть до 17 века в Дагестане. С Дагестаном Тибет связывает также некоторые языковые особенности, всвязи с чем существует теория сино-кавказских языков.

История Кхама

Кхама традиционно назывались Чуши Гангдрук, то есть «четыре реки и шесть хребтов». Народы Кхама пережили бурное прошлое, их суверенитет часто ущемлялся как тибетцами на западе, так и ханьскими китайцами на Востоке. Основными независимыми регионами были Королевство Чакла, Дерге, Королевство Лингцанг, Нангчен. Другие важные государства включали Нангкен, Чамдо, Батанг, Мили и Государства Хор.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-16

Кхам никогда не контролировался одним королем, но большинство вождей почитали лидеров школы Кагью, а после 17 века Далай-лам и часто вступали в контакт с правительством Лхасы. Кхам представлял собой лоскутное одеяло из двух дюжин или более королевств, племен и вождеств, которые постоянно находились в состоянии войны друг с другом. После краха Тибетской империи в середине IX века народы Кхама сохраняли свою независимость. Вожди могли править с большой степенью независимости как от Китая, так и от Тибета.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-17

В период религиозныъ войн 17-го века, царь области Бэри в Кхаме, последователь бонпо Доньод Дордже воевал против Далай-ламы. Его письмо к царю Цанга с договором о совместных военных действиях против школы Гелуг было перехвачено ойратскому полководцу Гуши-хану, защищавшему Далай-ламу V, Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617—1682). В конечном итоге было принято решение уничтожить бонца-антибуддиста Доньод Дордже. Гуши-хан вошёл в Кам, и после года войны Доньод Дордже был схвачен, а в 1640 году казнён. Западные области царства Бэри были возвращены в подчинение Центральному Тибету.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-18

В 1717 году после Джунгарского вторжения в Тибет последовал период внутренних раздоров и гражданской войны. К 1720 году местные тибетские лидеры присягнули на верность Китаю, и династия Цин послала армии в этот район, чтобы победить джунгар. В 1724 году области Амдо и Кхам были преобразованы в провинцию Цинхай (Коконор), а части Восточного Кхама были включены в соседние китайские провинции.

В 1932 году соглашение, подписанное между китайским военачальником Лю Вэньхуэем и тибетскими силами, официально закрепило раздел Кхама на два региона: Восточный Кхам, который находился под управлением китайских войск, а Западный Кхам - под управлением Тибета. Восточный Кхам впоследствии стал фактическим районом контроля китайской провинции Сикан.

Многие видели красочные фотографии тибетских красоток в необычайно колоритном национальном костюме.-19

Западный Кхам в очередной раз восстал против правительства Лхасы под управлением семьи Кхам Пандацанга в 1934 году. Гоминьдан обратился к кхампам, чьи отношения с правительством Далай-ламы в Лхасе сильно ухудшались. Революционный лидер кхампа Пандатсанг Рапга основал Партию улучшения Тибета, чтобы свергнуть тибетское правительство и создать Тибетскую республику в составе Китая. В добавок к использованию кхампа против тибетского правительства в Лхасе, китайский Гоминьдан также использовал их против коммунистов во время гражданской войны в Китае.

В 1950 году, после поражения гоминьдановских правителей Китая коммунистическими силами в Китае Гражданская война, Народно-освободительная армия вошла в западный Кхам. Затем Западный Кхам был объявлен отдельной территорией Камдо, но в 1965 г. вновь был объединен с Тибетским автономным районом, а народы Кхама причислены к Тибетцам.

Таким образом, хитрые китайцы использовали отважных кхампа в своих политических играх, обещая дать автономию, а когда пришло время включили в состав тибетцев, даже не признавая их уникальную национальную идентичность.

Генетика Тибетцев и Кхампа

Генетическое исследование демонстрирует, что тибетский генофонд хорошо моделируется как смесь двух источников генетической родословной. Один из источников на 82-92% состоит из генетических компонентов связанных с жителями низменностей, которые проживали на северо-восточной окраине Тибетского нагорья во времена позднего неолита. А другой источник представляет собой древний и ранее неизученный палеолитический субстрат на долю которого приходится до 18%. Палеолитический субстрат, по-видимому, внес свой вклад исключительно в тибетский генофонд среди современных популяций, изученных на сегодняшний день. Интересно, что палеолитический генофонд сохраняется в виде древней гаплогруппы D, которая практически не встречается вне Тибета.

Моделирование современных тибетских популяций и их нетибетских соседей, носителей тибето-бирманских языков, демонстрирует две генетические линии, которые, по-видимому, отражают два различных маршрута миграций – северный и южный, как видно на карте. Тибетские популяции смешаны вдоль северной клины, а генетическое, культурное и языковое разнообразие современных носителей тибето-бирманских языков вдоль южного склона Гималаев отражает слияние древних популяций, прибывших по этим двум маршрутам после их разделения со времен позднего неолита.

Читайте также: