После былого величия они стали отверженными и гонимыми. Они до сих пор верят в высшие силы, которые имеют власть над судьбами людей. Во многом этот народ уникален и неповторим. Что же рассказывает нам исторический путь ногайцев? Как получилось, что великие ногайцы оказались рассеяны между странами и народами?
Первую часть, об истории и этногенезе ногайцев читайте статью тут >
Численность — около 110 тыс. человек. Ногайцы являются одними из последних кочевников Великой степи. В результате сложной и драматической истории ногайцы оказались расселены на значительных территориях отдельными группами, которые не поддерживают связи между собой. В основном они проживают в России от Дагестана до Крыма, а за пределами России в треугольнике Узбекистан-Румыния-Турция.
Историческая территория расселения ногайцев — обширные пространства южно-русских степей, низовья Волги, предгорные районы Кавказа. В зависимости от места проживания ногайцы подразделяются на степных (караногайцы), астраханских, кубанских, крымских, терско-сулакских.
На Северном Кавказе и Причерноморье они обосновались в следующих районах:
- Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 кубанских ногайцев;
- селах Карамуржин и Кангли, а также Нефтекумском районе (ранее Ачикулакском) Ставропольского края: Ембойлуковцы, Етишкульцы, Едисанцы, Кумские;
- В Минераловодском районе Ставропольского края: Кумские или Пятигорские;
- северном Дагестане, Ногайском и Кизлярском районах Дагестана: Караногайцы, Таркинцы, Яксаевцы, Костековские, Сулакские;
- Шелковском районе Чечни;
- В Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска.
- В Астраханской области: Карагаши, Юртовцы, Ногайцы-Кундрав
- В Крыму: крымские ногайцы
- В республике Калмыкия: Утары
На территории России ногайцы также проживают в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Отдельные группы ногайцев живут в Турции, Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане и на Украине.
Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционные занятия - кочевое скотоводство, охота, рыболовство, отчасти земледелие, бахчеводство, домашние ремесла.
Ремесла и промыслы ногайцев
Домашние ремесла и промыслы: обработка кожи, шерсти, овчины, суконное и войлочное производство, кузнечное, ювелирное дело, аппликационная вышивка, золотое шитье.
Ногайцы, проживающие на севере Дагестана в Ногайской степи (караногайцы) - единственный из этносов Дагестана, имеющий кочевое прошлое и богатую культурную традицию, во многом отличную от горской. Традиционная культура ногайцев (костюм, жилище, ремесла, орнаментика) во многом схожа с культурой народов Средней Азии (казахами, киргизами, каракалпаками) и Поволжья (татарами, башкирами), с которыми ногайцы имеют общий этногенетический корень.
Основным занятием кочевников было разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, поэтому домашние ремесла, в первую очередь, были связаны с обработкой шерсти, овчины и кожи. Кроме сапожного, дубильного и шорного дела, мужчины также занимались деревообделочным, столярно-плотничьим, кузнечно-слесарными и ювелирным ремеслами. Они сами делали из дерева необходимые в быту предметы, начиная от сельскохозяйственных орудий и кончая неприхотливой мебелью и посудой.
Ногайская юрта
Ногайская юрта — большая (терме) и малая, переносная (отав) — представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.
Юрта типа терме была разборной, а типа отав - неразборной. Терме относилась к юртам западно-тюркского подтипа, и названиями составляющих деталей и их формами была аналогична казахской, киргизской и другим юртам.
Богачи накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки - серым.
Ориентация входа в юрту в абсолютном большинстве была на юг, реже - на восток. Видимо, иногда ориентация зависела от климатических условий местности (направления ветра). Об особенностях ориентации юрты можно судить и по следующим сопоставительным данным. О древней традиции кочевников в XIII в.
Помещают постель господина на северную сторону. Место женщины всегда с восточной стороны, т. е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т. е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне.
Вторым типом переносного жилища ногайцев была юрта отав. В отличие от терме, это была неразборная юрта, перевозимая на двухколесной арбе. Ее убранство в деталях напоминало устройство юрты терме. Видимо, на ее основе произошло развитие юрты типа терме. Отав, можно полагать, - более древний тип жилища ногайцев, чьи предки перевозили его в неразобранном виде.
Кибитки отав были нескольких видов:
- походная, используемая пастухами на летовке;
- гостевая или для отдельных членов семей, размещавшаяся рядом с терме;
- свадебная –для новобрачных.
Наряду с отав для новобрачных необходимо отметить свадебную арбу куьйме. В таких арбах возили невест в дом женихов, чтобы никто не мог ее видеть. Куьйме имела форму арбы с кибиткой и готовилась из досок, раскрашенных главным образом в голубой (другое бытовавшее в народе, название свадебной арбы – голубая повозка). В передней части арбы имелись двустворчатые двери, а сзади – небольшое окошко.
Внутреннее убранство юрты отличалось ограниченным количеством предметов мебели и быта, что связано со спецификой кочевого образа жизни.
Ногайские войлочны ковры
Высокохудожественная обработка войлока кочевых культур сохранилась еще со времен пазырыкской культуры.
Обработкой шерсти у ногайцев, в первую очередь,занимались женщины. Практически все ногайки умели валять войлок, который широко использовался не только в быту, но и в качестве стен натягивался на деревянный каркас переносного жилища кочевников — юрты.
Стены и полы юрты устилались войлочными коврами «кийизами». Характерной особенностью ногайских войлочных ковров был естественный неокрашенный цвет шерсти (черный, коричневый, белый) и вышивка контрастными шерстяными нитками традиционных орнаментов, состоящих из стилизованных зооморфных, орнитоморфных, растительных элементов, отражающих космогонические и эстетические представления кочевников-скотоводов. Орнамент с древнейших времен нес не только эстетическую, но и магическую функции, а также функцию этносоциального идентификатора, так как в нем могла присутствовать тамга рода.
Из войлока также делали маленькие молитвенные коврики «намазлыки», сумки, одежду, головные уборы и обувь, войлочные чулки «уюки». Широко применялась в быту ногайцев аппликационная вышивка, которой украшали и войлочные изделия, и одежду.
Раньше у ногайцев бытовал ковер с техникой красочной аппликации, где на готовый войлок накладывался узор, вырезанный из сукна или хлопчатобумажной ткани разных цветов (красный, бордовый, жёлтый, зелёный, синий, белый и др.), тонко сваляного окрашенного войлока или кожи. Края аппликации оформлялись каймой из тонкого шнура, пришитого «в прикреп». Кийиз, исполненный в технике аппликации, носил название оюв кийиз (узорный войлок). Сегодня такие ковры практически не встречаются.
Национальная одежда ногайцев
Национальная одежда — богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа. В основе национального костюма ногайцев — элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.
Ногайцы также ткали сукно («шуга»), которое по качеству было ниже горского, но широко использовалось на верхнюю мужскую одежду. Ногайский мужской костюм в целом имел много общего с одеждой других северокавказских народов, но имел свои локальные отличия, связанные с влиянием культуры кочевых народов Средней Азии и Поволжья. Так мужской бешмет и даже черкеска часто носились нараспашку по типу среднеазиатского халата. Из овечьего меха шили шубы («тон»), папахи («боьрк») и нагольные штаны («саксыр»). Из каракулевой смушки шили шапки-кубанки («кобанбоьрк»). Невысокая каракулевая шапка называлась ногай борк, а шапка повыше и пошире кверху – бухары борк.
У причерноморских ногайцев были зафиксированы «три головных убора:
- ят боьрк – буквально значит «шапка для сна».
- аьдетли боьрк – обрядовая шапка
- кулак боьрк – меховая шапка, «шапка-ушанка».
Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау. Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.
Ногайский кочевник был вооружён:
- луком (яй) со стрелами (ок),
- мечом (кылыш),
- боевым топором (балта)
- копьём (суьнъги, найза).
- имелись красиво отделанный колчан (кылшан) для стрел,
- шлем (тувлыга),
- украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.
Женская одежда ногайцев отличалась сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчивая часть старинной национальной одежды, сохранившая многие древние черты, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В своей основе женский костюм, однотипный для всех регионов проживания ногайцев, тем не менее, имел и локальные особенности.
Основным видом верхней распашной одежды караногаек являлся бешмет (къаптал), сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северо-кавказским женским кафтанчиком. Прилегающий в талии, он подчеркивал стройность женской фигуры. Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки, который отделывали красивой тканью, так как во время работы рукава подворачивали, обнаруживая яркую подкладку.
Воротник-стойку как и весь бешмет, украшала горизонтальная или узорная рельефная строчка-стежка, подчеркивающая объемность выстеганного орнамента. Бешметы шили обычно из плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек из тканей ярких цветов.украшенные ажурной стежкой и богатой вышивкой золотым галуном, были очень красивы. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными серебряными украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом с серебряной пряжкой, украшенной сердоликами.
Разнообразны были женские головные уборы. В Дагестане только ногайки носили меховые шапки («кундыз-боьрк») и тюбетейки («тахьия»), особую обувь на ходульных колодках «тавылдырык». Впрочем, обувь на колодках существовала также и у кумыков.
Другой вид свадебной шапочки, бытовавший у караногайцев, это «теке боьрк» – козлиная шапка. Это шапочка в виде усеченного конуса, высотой 50-60 см, ее каркас изготавливали из древесной коры или специально обработанной козлиной кожи, затем его обтягивали бархатом. Декор верхней части такой шапочки состоял из аппликативных нашивок в виде стилизованного изображения роговидных завитков, а нижнюю часть украшали нашивками из серебряных накладок, монет, цепочек, драгоценных камней. Данная шапка очень напоминает шапки древних сакских племен, подобные шапки сохранились у башкир, каракалпаков и других народов.
О рогатых шапках женщин мира читайте тут >
В СССР очень тревожились по поводу существования кочевого народа на Кавказе и всеми силами старались сделать их оседлыми, в результате чего с 30-х годов XX века культура ногайцев во многом изменилась. Но элементы традиционной культуры до сих пор сохранились в их быту, костюме, свадебных традициях.
Доисламские верования ногайцев
Ногайский народ имеет сложный этногенез, в котором участвовали кыпчаки, половцы, мангуты, булгары, туркмены и др. древние тюркские племена. В Ногайской Орде с XVI в. века ислам был государственной религией, но при этом сохранялось множество пережитков архаических верований.
Ислам впервые в Золотой Орде был принят ханом Берке (1257 — 1266), а широко стал распространяться среди кочевников Дешт-и Кипчака в первой половине XIV в., в эпоху золотоордынского хана Узбека (ок. 1283 — 1341).
Однако, доисламские верования глубоко укоренились в мирровозрении ногайцев. Ногайскому языку и фольклору знакомы древние обозначения верховного божества тенгрианства — Кудай и Тенгри.
Пандемониум ногайцев включает различных духов: йин, шайтан, сарыгыз, деюв, албаслы, аздага, пари. Главное место среди них отводится духу «йин» (джин по-арабски). В представлении народа он небольшого роста, похож на человека, чаще встречается в облике женщины, очень редко мужчины. Духи живут группами, имеют свои кочевья, ночью переходят с места на место. Во время их передвижения нельзя пересекать им дорогу, ибо духи могут рассердиться и нанести увечье нарушителю. Места обитания духов – безлюдные степи, пустыри, заброшенные дома, карьеры, свалки. Лица, нарушившие покой джинов, могут подвергаться их мести: у них отнимается язык, искривляется рот, появляется хромота. Про таких людей говорят «йин соккан» (ударил дух).
В советское время этнологи опрашивали жителей на предмет этих духов, и получили ответ, что ногайцы будто издали в степи видели кочевье ийнов. Кони у них белые.
Об одном случае рассказали степные ногайцы. Некто Боранбай возвращался домой из другого аула. В степи он встретил неизвестный кочевой аул с красивыми белыми юртами (терме). Навстречу Боранбаю вышли молодые люди, помогли спешиться, ввели в юрту. Здесь сидела невеста, играли музыканты, веселившие ее и окружающих. Перед Боранбаем положили куски вареной баранины. Как только Боранбай сказал традиционное «бисмилла», все вокруг исчезло, а он осознал, что сидит на корточках, в одной руке держит поводок коня, в другой — сухой коровий помет.
В народе широко было распространено мнение, что «йин» нападает на человека, когда он спит. Подобравшись к нему, дух наваливается на него и душит.
Духи живут на пустырях, в безлюдных степях, в старых заброшенных домах и прочих строениях, в саманных карьерах, местах выброса золы, мусора. Поэтому ногайцев с детства приучали не ходить в заброшенные места, особенно вечером. До сих пор некоторые старики верят, что духи невидимы лишь благодаря своим папахам.
Рассказы о том, что духи приходили к мужчинам в облике красивых женщины, распространены среди ногайцев. По традиционным воззрениям, духи-девицы могут вступать в интимную связь с мужчинами. Старики также рассказывали, что в старину якобы были женщины, родившие от духов.
У ногайцев, как и других народов существовал дух обыр (упырь) — это душа умершего злого человека, показывающаяся в виде кошки, поэтому если кто- нибудь умирал, то в ауле всех кошек запирали.
Еще один распространенный демонический образ в верованиях ногайцев — албаслы. Этот дух известен широкому кругу народов — от Алтая до Кавказа и Поволжья. Демон албаслы у ногайцев, как и у других народов, представляется женщиной с длинными волосами, отвислыми грудями, которые она, убегая, закидывает за спину. По рассказам информаторов, албаслы любит купаться в реке. По словам пожилой женщины из аула Кызыл-Юрт, она встретила албаслы утром, когда ходила за водой. Словом «албаслы» ногайцы ругают сварливых женщин.
Как ни странно, у ногайцев имеется ряд персонажей, встречающихся и в русских сказках. Например, в ногайском пандемониуме есть дракон аздага, похожего на русского змея-горыныча. В одних поверьях он трехглав, в других — имеет семь огнедышащих голов, туловище змея, длиной в несколько сотен метров. Чудовище может перекрыть большую реку и оставить живущих у реки людей без воды. Дракон, как правило, за возвращение воды требует, чтобы ему в жертву была принесена восемнадцатилетняя девушка. Другим драконом в верованиях ногайцев выступает сазаган. Демон обычно появляется на небе среди туч весной и летом перед дождем.
В традиционной демонологии ногайцев значительное место занимают духи-хозяева — ие. Это сув иеси — хозяин воды, сув анасы — мать воды, уьй иеси-— хозяин дома, ер иеси — хозяин земли, коьк иеси — хозяин неба. По поверьям, хозяин воды чаще заговаривает с пришедшими за водой понравившимися ему женщинами и старается увести их в свое царство, этот эпизод также встречается в русских сказках.
С похоронными обрядами у ногайцев связаны обычаи, которые практикуют соседние народы: кумыки и калмыки, несмотря на то что вера у них разная. Это говорит о том, что данные верования были распространены еще в глубокой древности и, по всей видимости, связаны с зороастризмом.
По представлениям ногайцев, душа покойника незримо присутствует в делах родственников, помогает в их добрых начинаниях, а в некоторых исключительных случаях вредит людям. Чтобы умилостивить «душу» покойника, служители религии призывают в определенные дни в частности, в четверг, готовить пищу, угощать людей.
Например, ночью рядом с покойником остаются близкие родственники. Сорок ночей в комнате, где лежал покойник, обязательно должен гореть свет. В доме покойника в течение семи дней не должны готовить пищу.
Интересно отметить, что в селении Кубачи, где до 15 века бытовал зороастризм, четверг считается выходным днем. О чем это говорит? О том, что это какая-то очень древняя традиция, которая существовала как некая культурная общность. Я полагаю, что эта традиция уходит корнями на много тысячелетий вглубь. Тем более, что на территории Дагестана найдены календари, в которых год делился на 40 недель. Об этом подробнее читайте тут >
Художественное творчество
Знакомьтесь с эпическим творчеством ногайского художника, Койлакаева Алибека Баймуратовича. Алибек родился 23 мая 1982 года в селе Терекли-Мектеб, республики Дагестан.
В 2002 году продолжил обучение в Краснодарском Государственном Университете Культуры и Искусств в Академии Художеств. Художник разработал свою собственную технику, путем кропотливой работы, учебы и годы тренировок. При написании картин Алибек использует тушь и перо.
После учебы вернулся в родное село, где делился своим опытом, рассказывал о творчестве, давал детям мастер-классы, также устраивал интересные выставки
Ногайская музыка
Раньше у ногайцев существовал старинный музыкальный инструмент — кобыз. Похожий инструмент был у многих кочевых народов. В настощее время он исчез, его заменили на ногайскую домбры с большим грифом. Как выглядел этот инструмент, видно на фото ниже.
В настоящее время Арсланбек Султанбеков - единственный ногайский певец и музыкант, который сохранил чистый ногайский этноса. Арсланбек также участвует в съемках турецких сериалов на историческую тему.
Что касается ногайского танца с традиционной музыкой, то, по всей видимости, он не сохранился. Все что удалось найти — это танцы на мотив лезгинки, которую ногайцы перенаяли у кавказских народов.
Первую часть, об истории и этногенезе ногайцев читайте статью тут >
Читайте также:
- Ойраты — предки калмыков и частично бурят и монголов >
- Алтай и его народы >
- Тувинцы >
- Тенгри — бог вечного неба >
- Этногенез узбеков >
- Алтай — прародина тюрков >