Найти тему
Этноmix

Языческие ритуалы в современной Европе

В далеком прошлом люди жили в единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и была основой мистических (религиозных) ритуалов – праздников.

Основными праздниками у всех древних народов были: приход зимы, весны, лета и осени. Четыре этих дня являются днями солнцестояния и равноденствия, астрономическими началами времен года.

Эти дни были базовыми точками календарного Года. В эти дни закладывалась программа на весь сезон. Они служили точками отсчета для занятия земледелием, строительством и другими важными делами.

Костюмированные праздники проходили в основном в зимне-весенний период: рождественские и новогодние маскарады, карнавалы и масленница.

Получеловек, полузверь, "Дикий Человек" (Wilder Mann) — квинтэссенция "чужого", незнакомца, чужака, бунтаря, нашего извечного двойника. Это сказка, рассказывающая о корнях и силах, находящихся вне власти человека. Одетый как козёл, дьявол, медведь или монстр с челюстями из стали, дикий человек принадлежит к царству, населённому снами и мифами.

Французский фотограф Шарль Фреже приглашает нас в путешествие. История начинается в австрийском Зальцбурге, где Фреже встретил своего первого "дикого человека", Крампуса, существо, похожее на дьвола, родное для таких стран, как Австрия, Венгрия и Словения. Легенды рассказывают, что Крампус преследует дурно ведущих себя детей, в то время, как Санта Клаус награждает хороших и послушных.

Традиционно эти народные обычаи также связаны с мужской инициацией. Мы быстро движемся к 21-му веку, а кое-что так и не меняется: маскарады остаются привилегией исключительно мужчин. Люди на фотография Шарля Фреже - мужчины и мальчики. "Средний возраст Крампуса в Австрии 20 лет, - рассказывает Фреже. - В представлениях участвует множество молодёжи. Это очень зрелая и мужская традиция". Одевая колокольчики, вес которых доходит до 40 кг., участник ритуала показывает свою физическую силу. "Дикий человек" - это также эротический символ животной сексуальности. По традиции персонажи в масках часто брызгают водой на женщин деревни, чтобы гарантировать их плодородие, также как и плодородие земли.

Очарованный своей первой встречей с настоящим немецким "диким человеком", Фреже решил продолжить фото-охоту и запечатлеть то, что он называет "древней Европой".

Серия портретов, снятая Фреже в девятнадцати странах за период двух зим, описывает современную трактовку "дикого человека". Поиски привели Шарля в сельские общины, от Испании до Финландии, для которых искусство маскарада до сих пор остаётся неотъемлемой составляющей их культуры. Отчасти представление, отчасти ритуал, маскарад говорит на своём уникальном языке. "Меня интересовали общины, у которых есть не только особые одежды или костюмы, но и ритуалы", - рассказывает Фреже.

Древние, таинственные и архаичные, фигуры, пойманные камерой Шарля Фреже, кажутся возникшими прямо из книги со сказками. Похожие на чертей, лесных жителей и оленей, яркие существа появляются украшенными в шкуры животных и солому, опоясанными колокольчиками и костями, с рогами, прикреплёнными к голове. Эти непонятные монстры, словно собранные из разных частей, родом из шаманических и языческих традиций наших предков, уходящих корнями в период Неолита.

Tras de cuerdas (существо, покрытое верёвками), Заррамасадас, муниципалитет Месереес, Испания
Tras de cuerdas (существо, покрытое верёвками), Заррамасадас, муниципалитет Месереес, Испания

"В нынешнем своём воплощении маскарады связаны с сельским хозяйством, - поведал Фреже. - Изначально люди надевали на себя маски, сделанные из частей животных, оставшихся после забоя скота". Всплывающие из глубин зимы, чтобы вызвать возрождение природы, маскарады обычно начинаются в районе Рождества и длятся до Пасхи. "Дикий Человек" рассказывает о концепции цикличности времени, постоянной смене жизни и смерти. "Участие в этих маскарадах - это участие в призывании света, тепла и весны. Мы не можем быть уверены в том, что человек пять тысяч лет назад считал также. Просто сейчас у нас такое понятие обо всём этом. Наш принцип мышления не так уж отличается от мышления людей, живших в тем времена".

Сельские общины не потеряли чувства единства и равновесия со своим природным окружением. В механизированом и индустриальном мире, их мир кажется таким хрупким и близким к исчезновению.

Камера Шарля Фреже представляет дикого человека как стильного скитальца, двусмысленно одетого, представляющего одновременно природу и человеческую культуру. Грубый, простой, похожий на животное, дикий человек наших дней бывает гордо щеголяет в паре туристических ботинок под своим костюмом. В Альпийском регионе Франции дикий человек также известен под именем "L’Homme Sauvage". Он одет как медведь и подражает поведению медведя, вышедшего в лес после долгих месяцев зимней спячки.

Чем дальше на север Вы продвигаетесь, тем более странные фигуры предстают Вашему взору. Тревожащие силуэты шествуют в снегах Чешской Республики. Это черти из деревни Недашов. В Польше "дикий человек" принял более комические формы. Его зовут "Мацинула", а его одежда украшена мхом, разноцветными ленточками и ковриками.

Надеть маску значит открыть объятия "чуждости", начать процесс трансформации, предложить альтернативу реальности. В Болгарии символом "дикого человека" являются "бабугери", полностью одетые в костюмы из козьих шкур, с остроконечным высокими колпаками на голове. В этой анималистической моде растворяются все человеческие черты. Ни звери, ни люди, эти существа прокладывают мост между мирами, оставаясь чуждыми обоим. Он разрушают традиции, нормы и индивидуальность. По словам Шарля Фреже: "Несколько ночей Вы можете вести себя, как козёл, пить и забыть о том, что значить быть цивилизованным. Вы можете превратиться в дикое животное на три дня, а потом нужно снова вернуться к контролю своей дикости".

Времена менялись, менялись и маскарады. Это основа выживания. "Настоящей защитой традиции является тот факт, что люди занимаются ею и подстраивают под себя, тем самым заставляя её эволюционировать", - говорит Шарль Фреже. Пока большинство европейских маскарадов устраивается для развлечения, содержа в себе при этом сильную туристическую составляющую, жизнь "дикого человека" продолжает быть переплетёной с социальными, культурными и политическими ценностями сельских общин. "Традиция сохраняется не благодаря тому, что ей включили в список наследия ЮНЕСКО".

Maschingannas. Сардиния, Италия. На видео ниже тоже сардинский пастушеский ритуал, вероятно восходящий к бронзовому век.
Maschingannas. Сардиния, Италия. На видео ниже тоже сардинский пастушеский ритуал, вероятно восходящий к бронзовому век.

Появление "дикого человека" в нашей визуальной культуре не могло быть более своевременным. По всему миру на фоне антикапиталистических и антиглобалистских настроений общины людей, стремящиеся существовать независимо от благ современного города и вернуться к традициям предков, обращаются к истокам. Новая духовность расцветает, вместе с мириадами контркультурных движений, вроде пси-транса и нео-друидизма, вбирает в себя элементы различных языческих, шаманистических и племенных традиций. Наша потребность в сказках и мифах становится жизненно необходимой. Благодаря интернету у этой новой архаики нет границ.

Сурвакари, Сурва — самый большой маскарад кукеров в области Перник, Болгария. Устраивается в январе-феврале в селе Габровдол. Маски для Сурвакари из Габровдола, также известные как "ликове", отличаются гигантскими размерами и украшаются перьями птиц, кожей, шерстью, чучелами животных и маленькими зеркальцами. Считатется, что обряд произошел от фракийцев и восходит к почитанию Диониса.

Современная цивилизация может быть и изменила кардинально лик нашей планеты, однако, по всему миру, от глубин тропических экваториальных лесов до гор Сибири, маскарады продолжают существовать, сопротивляться и эволюцинировать.

Посмотреть сайт фотопроекта можно тут.

Читайте также: