Экономическая безопасность – это подвижная, динамическая защищённость национальных и экономических интересов как от внешнеполитических так и внутриполитических угроз. Данная система выражает конкурентоспособность национальной экономики страны, а так же стратегическую независимость и устойчивое социально-экономическое развитие.
Для современной России важную роль играют вопросы, как национальной безопасности и санкционного давления так и финансового суверенитета. Актуальная проблема заключается в недочетах экономической стратегии страны, являющейся частью системы национальной безопасности РФ. Национальная экономика напрямую является производной для всех других видов безопасности, это предстает ведущим фактором и по сути означает полную зависимость вторичных сфер безопасности.
В период, охватывающий время после распада Советского Союза, российское высшее политическое руководство и научное сообщество стали заострять внимание на недочетах экономической безопасности страны. Обеспечивают общую тревогу за состояние национальной защищённости как кризисные явления в экономике России, так и способствующая им аппрессия со стороны западных стран. Зачастую, проводимые экономические мероприятия носят в основном, ретроградный, фрагментарный и поверхностный характер.
Финансовая, энергетическая, продовольственная, научно-технологическая, транспортная безопасности являются подвидами и производными сложной комплексной системы экономической безопасности:
- Правовая основа экономической безопасности;
- Субъекты обеспечения экономической безопасности;
- Объекты экономической безопасности;
- Угрозы экономической безопасности.
Раскрытие сути
1. Правовыми документами правовой основы экономической безопасности являются федеральные законы, а также бюджетный, гражданский, налоговый кодексы Российской федерации.
2. Президента РФ, Совет Безопасности, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебную систему, Прокуратуру РФ, и другие высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ являются общими субъектами экономической безопасности.
Специальных субъектов подразделяются на государственные и коммерческие.
3. Национальные экономические интересы входящие в число объектов экономической безопасности РФ:
- Диверсификация экономики в сторону независимости от экспорта природных ресурсов;
- Возрождение и укрепление научно-технологического потенциала;
- Существенное повышение доступности кредита;
- Развитие транспортной инфраструктуры;
- импортозамещение в стратегических отраслях (продовольствие, фармацевтика, электроника, гражданская авиация, программное обеспечение и т.д.);
- Повышение производительности труда за счет внедрения новейших технологий, повышения энергоэффективности;
- Стабилизация валютного рынка;
- Устойчивый рост покупательной способности населения и др.
4. Угрозы экономической безопасности следует разделить на внешние и внутренние.
Отрицательное воздействующие на государственное экономическое состояние, называется внешней угрозой экономической безопасности.
Процесс неблагоприятно воздействующий на экономические интересы общества, так и государства, при этом создавая небезопасность для национальных ценностей и традиционного образа жизни, называется внутренней угрозой экономической безопасности.
Необходимы следующие меры:
- Посредством механизма кредитования банков и финансовых инструментов расширить базы обеспечения эмиссии рубля;
- Регулирование золотовалютными ресурсами;
- Стабилизация социально-экономического потенциала и увеличение сбалансированности бюджетной системы
- Создание политики экономической защищенности, укрепляющий, понятийно-категориальный аппарат.
Спасибо за внимание!