Всем доброго дня, друзья мои! В хороший солнечный денек собрался написать о светлом поэте Земли Русской, о Сергее Александровиче Есенине, которому 125 лет исполнилось бы в эти дни. Подумал и решил, что лучше всего о поэте говорят его стихи, а в эти дни их особенно много - и на Ваганьково люди добрые читают, и по радио, и по телевидению. Это правильно. Это замечательно. Славу России надо чтить, а не разменивать на байки о том, сколько выпил, с кем подрался, где ночевал.
"Медальон" от Северянина
И, все-таки, годовщину, такую яркую и значимую, отметить хочется. Вот и решил я попросить разрешения у Короля поэтов Игоря-Северянина воспользоваться его волшебным стихотворным "медальоном", посвященном Сергею Есенину.
Дело в том, что много хороших и разных посвящений написаны в честь рязанского паренька, ставшего любимцем Всея Руси. Но северянинский сонет-медальон (причем, не очень-то известный даже сегодня, через 95 лет после написания) просто лучший в своем глубоком охвате и биографии, и творчества, и жизни Есенина.
Что говорить - давайте прочитаем этот #сонет Игоря-Северянина, который так и называется "Сергей Есенин"
Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и весёлым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком.
Но вскоре бунт швырнул свой грязный ком
В сиянье глаз. Отравленный укусом
Змей мятежа, злословил над Иисусом,
Сдружиться постарался с кабаком...
В кругу разбойников и проституток,
Томясь от богохульных прибауток,
Он понял, что кабак ему поган...
И богу вновь раскрыл, раскаясь, сени
Неистовой души своей Есенин,
Благочестивый русский хулиган...
Вот как найти такое определение, такой образ - и точный, и красивый, и правильный - "Благочестивый русский хулиган"?! Гениально!!!
И написан этот #медальон был в 1925 году, еще при жизни Есенина, но звучит ярче и глубже многих посмертных эпитафий.
Памятник от Григория "Добродела" Потоцкого
В череде желающих отдать дань уважения голубоглазому певцу Руси, оказался и скульптор Григорий Потоцкий, который накануне круглой есенинской даты, установил перед музеем поэта #памятник авторской работы.
Прежде, чем мы посмотрим на сей шедевр из бронзового литья, скажу, что #скульптор дал название памятнику "Добрый ангел Есенин", а само творение, как объясняет #автор , демонстрирует момент кончины поэта.
Вот они, как раз, тут оба и запечатлены, бородатый скульптор и монструазно-чешуйчатое нечто со сломанными руками-плавниками-крыльями.
Да простят меня те, кто понимает это сюр-искусство, но как-то перед Домом-музеем Есенина в Москве видеть эту страхолюдину композицию не очень хочется.
В любом случае, я искренне пытался понять автора, почитал о нем, поизучал его #творчество . Поделюсь с вами, любезные читатели, своим пониманием увиденного. Сразу оговорюсь, мнение частное и, вполне возможно, ошибочное. Если что, поправьте, пожалуйста, в комментариях.
Григорий Потоцкий, как удалось узнать, родился в молдавской семье, отбывавшей срок в уральских лагерях, а потом вернувшейся в солнечную Молдавию. Получив два высших образования (скульптура + история), #мастер принялся за дело с таким энтузиазмом, что охватил своими творениями чуть ли не весь земной шар.
В свои шестьдесят шесть скульптор установил порядка 150 своих работ на всех континентах нашей голубой планеты.
Понятно, что #Европа охвачена тотально, #Штаты - тоже "огребли" по-полной, но и до таких "редкоземельных" государств мастер добрался, как Непал, Шри-Ланка, Ямайка, Малайзия и прочие экзотики.
Все это окультуривание проходит под чарами задорной улыбки, укутанной в дед-морозовскую бородищу и седую шевелюру такой степени лохматости, что Венедиктов и Макаревич слегка поплешивели от зависти.
Придумав себе лозунг "Человек только тогда человек, когда он добрый", Григорий Викторович принялся по-доброму одаривать всех и вся своими работами, выполненными в не всегда традиционном стиле. Особенно ему по нраву та самая чешуйчатость, которая, очевидно, должна передать нервные переживания героев.
В этом чешучайтом стиле исполнены памятники людям разной степени известности, например композитору Араму Хачатуряну, поэту Хосе Рисалу, писателю Александру Солженицыну и многим другим.
Практически все свои работы скульптор Потоцкий дарит городам и странам, подводя какую-то идеологическую базу. Например, мусульманской Малайзии подарил композицию "Ислам это мир", непальскому отелю, где жила семья Рерихов, - творение "Пирамида символ человечества", мексиканскому Канкуну - "Памятник мексиканской песне".
Мастер готов непрерывно творить и любить. Вопрос "на что " (в финансовом смысле) он творит и любит, в его интервью как-то обойден стороной. Видимо, есть не бедные спонсоры, стимулирующие творца на пирамиды, полумесяцы с оливою и прочие инсталляции. Особенно лохматому любимцу муз (кстати, женщин Г.В.П. очень любит, и те отвечают ему взаимностью, вдохновляя на новые шедевры ) полюбился его "Одуванчик", который он уже насадил, где можно и где нельзя.
Посмотрите, какая красотень!
Кто не понял, поясню, пользуясь авторскими смысловыми ассоциациями, о которых он везде пишет и говорит,- тычинки одуванчика - это ручки людей (людей, заметьте, а не монстров и вурдалаков, как вы могли нечаянно подумать), а в ручках этих отверстия - не от мозолек болезных, а это глазики в них (в ручках) открылись.
Зачем глазики? Чтобы лучше видеть, кто тут, на нашей планете, безобразничает. И все эти ручки-глазки-спички держатся на таком стебельке изящном, воткнутом в бронзовую землицу, из которой еще одна ручка тянется...Фуууух... Хичкок может спать спокойно. Наследники есть достойные.
И вот таких "Одуванчиков" Самый Главный Одуванчик, Магистр Ордена Одуванчиков распылил по свету уже десятка три-четыре. Только в Севастополе, городе русской славы, стебелек-то этот масонский обломали, убрав сие творение, чуть было не воткнутое в крымскую землю.
Отношения скульптора к истории и принадлежности Крыма я не нашел в его интервью, а вот другие мысли интересные обнаружил. Оказывается, это миротворцы из НАТО остановили войну в Югославии (!), сбросив десятки смертоносных бомб на мирный Белград. Добрейшие Воины Света, понимаешь!
Чувствуете, как потоки Добра от академика доброты льются?! По его убеждению, геноцид армянского народа со стороны турок-осман следует давно забыть, вычеркнув из памяти. "Сто лет прошло - что там вспоминать!" - говорит нам добрый дядя Гриша. "Обнимитесь, поцелуйтесь, да и по бокалу вина выпейте". Нормально?
Бокал вина это, конечно, хорошо. Даже замечательно. Только какая-то однобокость у адепта Академии Доброты получается. У него Турция - образец веротерпимости! Ай, браво! То есть, Святую Софию и другие православные святыни переформатировать в мечети - это вершина уважения к другим народам и религиям?! По-доброму мыслит дядечка, ничего не скажешь.
Вы что-то понимаете? Я не очень. Но потихоньку начинает проясняться. Первые "Одуванчики" добрейший скульптор установил в Эстонии и Латвии. Знаете, вместо чего? Вместо памятников советским воинам, погибшим при освобождении прибалтийских республик.
Теперь, как говорится, теплее. После этой рокировки, когда лидеры Эстонии и Латвии отрекламировали идею замены памятников военных на "мирные" символы, в Европе очередь выстроилась. За подобными "Одуванчиками". А мы вопросов больше не имеем.
Более того, стало понятно, каким образом и в таком виде Сергей Есенин, народный поэт Русской Земли привиделся трансформированному сознанию добрейшего из добрейших.
Нет, все же, мне памятники в Москве, на Тверском бульваре, или в Воронеже, или в селе Константинове гораздо ближе будут...