Редакция «Сбер Бизнес Live» вместе с руководителем отдела продаж «Яндекс.Денег» Дмитрием Кармишиным выяснила, нужно ли бизнесу подключать все виды приёма платежей и какие ограничения и нюансы стоит учитывать.
Эквайринг
Эквайринг — это безналичная оплата товаров и услуг картой через платёжные терминалы или специальные интерфейсы. Чтобы настроить такой сервис, продавец заключает договор с банком-эквайером, который предоставляет оборудование и обслуживает коммерческий расчётный счёт в обмен на комиссию от поступлений. Тариф может зависеть от разных факторов: деятельности компании, региона, оборота, количества терминалов, типа эквайринга (торговый, мобильный, интернет-эквайринг).
Согласно подсчётам лаборатории «СберДанные», по итогам первого квартала 2020 года доля безналичных платежей во всём торговом обороте превысила 53 %. Чаще всего россияне таким способом расплачиваются в ресторанах и покупают электронику и одежду. Они делают это как в онлайне, так и в офлайне. По прогнозам «Левада-центра», к концу 2021 года доля россиян, не использующих для расчёта наличные, вырастет с 2 до 4 %.
Для кого обязателен
- Розничным магазинам (обычные и в онлайне).
- Ресторанам и кафе.
- Предприятиям сферы услуг.
Кому не нужен
От подключения эквайринга освобождаются торговые объекты, выручка которых за предшествующий календарный год составила менее пяти миллионов рублей, а также предприятия без технической возможности подключить безналичную оплату.
Бесконтактные платежи мобильным телефоном
Этим способом покупатели могут оплачивать товары или услуги, если торговая точка подключена к эквайрингу и в ней есть терминал с функцией бесконтактной оплаты. Чтобы совершить покупку, клиент должен приложить к терминалу смартфон с поддержкой NFC (англ. Near Field Communication — «радиочастотная связь ближнего действия») и подтвердить оплату в электронном кошельке смартфона. Бесконтактно можно рассчитаться также через сайт или мобильное приложение. По данным сервиса «Яндекс.Кассы», средний чек при бесконтактной оплате выше, чем при расчёте картой (например, в магазинах одежды и обуви в пять раз), а конверсия достигает 94 %.
Кому пригодится
Бесконтактным способом чаще всего рассчитываются в продовольственных магазинах и заведениях общепита, а по обороту платежей лидируют магазины бытовой техники и электроники, непродовольственных товаров, а также кинотеатры и музеи.
Кому не нужен
Частным специалистам. По данным исследования Data Insight и RBK.Money, таким способом редко оплачивают услуги физических лиц, например нотариуса или ремонтника. В этом сегменте доля расчётов наличными составляет 49 %
Интернет-магазинам, которые отдают доставку на аутсорс. По словам Дмитрия Кармишина, удобнее заранее провести онлайн-платёж, чтобы позже не рассчитываться дополнительно с курьерской компанией.
Платежи по QR-коду
Как организовать дополнительные продажи с помощью QR-кода
QR-код — относительно новый способ приёма платежей: российские предприниматели используют его меньше года. Процедура выполняется по принципу эквайринга, только данные о транзакции, расчётном счёте компании и сумме оплаты содержатся в графическом коде.
Показываем, как это работает, на примере сервиса Сбербанка «Плати QR».
Вариант 1
Покупатель оплачивает покупку с помощью своего QR-кода в приложении «Сбербанк Онлайн».
Чтобы рассчитаться, покупатель открывает мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», нажимает кнопку с изображением QR-кода и переходит на вкладку «Оплатить», предъявляет кассиру появившийся QR-код для сканирования. Кассир считывает QR-код сканером, и оплата проходит. Способ напоминает сканирование бонусных карт, которые многие клиенты хранят в телефонах.
Вариант 2
Покупатель сканирует QR-код в магазине или ресторане. QR-код может быть в виде наклейки, может выводиться на кассе, экране автомата по продаже напитков или смартфоне кассира. Чтобы оплатить заказ, клиенту нужно навести камеру своего смартфона на QR-код.
Для того чтобы принимать QR-платежи, не нужно приобретать дополнительное оборудование, например терминал. Если код динамический, покажите его на экране смартфона покупателю. Если код статический, можете распечатать его и разместить около кассы, на витрине и даже использовать при доставке, например добавить на кассовый чек.
Если вы пользуетесь онлайн-кассой, можете интегрировать «Плати QR» в кассовое программное обеспечение. Это даст возможность пользоваться сервисом и в других каналах продажах, например на сайте или в мобильном приложении. Платежи по QR-коду доступны владельцам онлайн-касс «Эвотор».
При подключении появится кнопка оплаты по QR, при этом касса будет генерировать код с суммой чека на экране и сможет считывать метку покупателя встроенной камерой или сканером. Благодаря такой функции оплатить заказ бесконтактным способом смогут даже те клиенты, чьи смартфоны не оборудованы NFC-модулем.
Как не оказаться на мели при запуске интернет-магазина
При оплате по QR-коду комиссия ниже, чем при подключении эквайринга. Например, у Сбербанка тарифы варьируются от 0,6 до 1,5 % и не привязаны к обороту. В разных банках и сервисах ставки по эквайрингу обычно составляют 1,5–2,5 %, по интернет-эквайрингу — до 3,5 %, а процент зависит от объёма платежей.
QR-платежи принимают курьеры, фрилансеры и предприятия сферы услуг. Этот способ оплаты не требует подключения к электричеству и покупки терминала. Он будет удобен для мелкой розницы, например в павильонах на рынках или торговых залах, киосках и передвижных торговых точках. QR-платежи помогут малому бизнесу сэкономить на эквайринге.
Кому нужен
- Объектам мелкой розницы и передвижным точкам без доступа к электричеству.
- Ресторанам и кафе, предприятиям сферы услуг.
- Организациям, собирающим пожертвования. Для них Сбербанк разработал специальный дизайн наклеек с сердцем.
- Интернет-магазинам.
- Автодилерам, турагентствам, торговым точкам с высоким средним чеком, так как по «Плати QR» комиссия за транзакцию составит 1 % и не более 10 тысяч рублей вне зависимости от суммы оплаты.
Кому не нужен
- Если вы принимаете оплату от юридических лиц.
- 3–4 способа оплаты* использует покупатель за месяц
- 84 % россиян расплачиваются с помощью смартфона
* Не касается оплаты авиа- и ж/д билетов, подписок на контент и онлайн-курсов, в этих случаях чаще сохраняется один метод.
Источники — исследование Data Insight и RBK.Money, 2020 год; данные MasterCard.
Онлайн-кредитование
В этом случае за товар или услугу расплачивается не клиент, а банк, с которым компания заключила договор. Такая услуга будет актуальна для покупателей дорогих товаров: мебели, техники, туристических путёвок. Клиент возвращает финансовой организации деньги с процентами. В отличие от рассрочки при онлайн-кредитовании не нужно вносить авансовый платёж, заполнять анкеты, предоставлять паспортные данные — кредит оформляется за три минуты в приложении «Сбербанк Онлайн». Покупатели получают возможность приобрести желаемый товар или услугу на выгодных условиях, а организация — увеличение среднего чека и прибыли.
По наблюдениям Кармишина, этот метод оплаты активно распространяется в индустрии онлайн-образования. По данным «Яндекс.Кассы», прирост продаж по онлайн-кредитованию, в сравнении с оплатой картами, в этом сегменте составляет 33,5 %.
Кому нужно
- Интернет-магазинам с высоким средним чеком (несколько десятков тысяч рублей) — бытовой техники, электроники, мебели.
- Туроператорам.
- Сервисам онлайн-образования.
- Маркетплейсам.
Кому не нужно
Магазинам, в которых средний чек ниже минимальной суммы кредита. Например, в сервисе «Покупай со Сбербанком» она составляет три тысячи рублей.