Бытует мнение, что планированием нужно заниматься только тогда, когда предприятие уже начало свою деятельность. Однако рациональнее приступать к планированию в самом начале бизнеса, когда предприниматель может делать выводы о том, правильно ли он выбрал стратегию и цели, есть ли перспективы у его идеи.
Анализируем целевую аудиторию
Целевая аудитория – основные клиенты вашего бизнеса, те, кому ваш товар или услуги интересны.
Чтобы ваш бизнес был востребованным, с целевой аудиторией нужно правильно взаимодействовать, предлагая выгодные условия покупки, высокое качество товара и другие «фишки», которые помогут вам обойти конкурентов.
Для определения этих «фишек» нужен портрет ЦА. Ответьте на ряд вопросов для определения портрета вашей целевой аудитории:
- кто ваши покупатели;
- каков их возраст (выделите несколько возрастных категорий);
- каковы интересы, проблемы, заботы этих людей применимо к той отрасли, в которой вы ведете свой бизнес (например, для магазина одежды: женщина 35+ хочет выглядеть стройнее, купить качественную вещь по разумной цене, покупки делает нечасто, раз в сезон);
- как вы сможете решить проблемы клиента своим товаром или услугой;
- где покупатель обычно приобретает ваши товары (интернет-магазин, оффлайн-магазин);
- почему ваш товар/услуга может не понравиться клиенту.
Аналогичным образом портрет ЦА составляется, если ваш бизнес относится к сегменту B2B и ваша аудитория – компании, предприятия.
Описывайте не реальную (уже работающую с вами ЦА), а ту, которую вы хотите получить. Такой подход к составлению портрета – дополнительный стимул для вас работать лучше, «гореть», выкладываться по-полной.
Большая ошибка оценивать целевую аудиторию, примеряя ее НА СЕБЯ. Ваши интересы, предпочтения, проблемы могут не совпадать с ЦА, но бизнес вы должны строить, опираясь на ее мнение и делать его таким, каким его хотят видеть ваши клиенты.
Для вашего удобства предлагаю скачать таблицу-шаблон по составлению портрета клиента.
Анализируем бизнес-идею, товар по системе SWOT
Методика SWOT – удобный инструмент анализа, позволяющий оценить сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weakness), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) бизнес-идеи, услуги или товара. По этим критериям также можно оценивать самого себя как руководителя компании.
- Анализируя свою бизнес-идею, спрашивайте себя о том, что уникального в ней, в чем ее актуальность, сила.
- Чтобы выявить слабые стороны, продумайте ответы на возможные возражения клиентов, оцените наполненность ниши на рынке в вашем городе или регионе, вложения в рекламную кампанию.
- Для оценки возможностей подумайте над перспективами развития бизнеса, над тем, как скоро вы сможете открыть новый филиал, расширить ассортимент.
- Угрозами для развития вашего дела могут выступать контролирующие органы, экономические и политические события в стране и мире.
В анализе своего товара/услуги рассматривайте и такие аспекты, как рынок сбыта, персонал, конкуренты, качество, производитель, технологии, компетенции.
Анализируем конкурентов
Проанализируйте бизнес-путь 5 ваших прямых конкурентов. Исследовать нужно все их сферы деятельности: от прямых продаж до активности в социальных сетях. В качестве исследования можно посетить офис компании-конкурента или сделать контрольную закупку товара. Обращайте внимание на всё: от приветствия продавца в магазине до скорости ответа на ваш вопрос в директе.
Ошибочно анализировать конкурентов, опираясь только на стоимость их услуг или товаров. Намного ценнее для вас изучить их стратегию ведения дел, подход к работе с клиентами, персоналом, сотрудничество с поставщиками.
Сравнивая их стиль ведения работы с вашим, поищите сильные и слабые стороны. Постарайтесь представить себя в роли клиента и в роли владельца этого магазина или компании.
Подробнее о том, как правильно составить бизнес-план, вы можете прочитать здесь: https://papapomog.com/business-advice/kak-sostavit-biznes-plan