С незапамятных времен на западной окраине Москвы в глубоком овраге протекал многоводный ручей Черторый. То был стремительный, бурный поток, русло которого «черт рыл» – так объясняется его название. Должно быть, в половодье ручеек приносил жителям посада немало неприятностей... Истоком чертова ручья было Козье болото, которое впоследствии облагородят и превратят в Патриаршие пруды. До самого конца XVI века это болото было за чертою города, здесь москвичи пасли коз.
От Козьего болота Черторый сбегал по Спиридоновке на юг, потом тек вдоль белокаменной стены там, где теперь бульвары, и впадал в Москву-реку в том самом месте, где сейчас стоит храм Христа Спасителя. В старой Москве это место назывались Чертольем.
Главную улицу Чертолья, разумеется, назвали улицей Чертольской. Старых москвичей это не смущало. Были в городе названия и похлеще – Болвановка, Вшивая горка. А что творилось в деревнях…
С Чертольской начиналась дорога в Новодевичий монастырь. К монастырю испытывал горячую любовь царь Алексей Михайлович. Отец великого Петра ездил на богомолье по Чертольской улице, и это приводило благочестивого царя в особое смущение.
Смущение было настолько велико, что царь указом от 26 апреля 1658 года повелел переименовать чертову улицу в Пречистенку. То был первый случай «административного» переименования в истории города. До этого момента все имена улиц давал народ, и происходило это стихийно. После 1917 года у Алексея Михайловича появятся ярые последователи...
Царский указ объявил вне закона не только Чертольскую, но и… Арбат (имя, которое не тронули даже в XX веке)! Чем царю Арбат не угодил, неясно, но его велено было называть Смоленской улицей. Кроме того, были переименованы кремлевские башни с воротами: Фроловская башня стала Спасской, Курятная – Троицкой, Боровицкая – в Предтечинской.
Как видим, москвичи не очень хорошо исполняли указ: Арбат – по-прежнему Арбат, не прижилось и новое имя Боровицкой башни. Однако в случае с двумя другими башнями Кремля именно новые названия укоренились, и в наши дни мало кто помнит, что Спасская башня когда-то была Фроловской.
Улица, по которой ездил царь на богомолье, стала респектабельной, здесь появились дома знати. Об этом до сих пор напоминают «красные» и «белые» палаты.
Конечный отрезок старой Чертольской улицы – за Бульварным кольцом – до сих пор носит имя Пречистенки. Что же касается начальной части старинной магистрали (от Кремля до бульвара), то она теперь называется Волхонкой (по кабаку в доме князей Волконских).
Однако и следы «чертовой улицы» не совсем исчезли. Об этом говорит Чертольский переулок, выходящий на Пречистенку.
Что же касается коварного ручья Черторый, он, как и многие другие речки и ручьи, был в XIX веке убран в коллектор.
Все мои статьи, связанные с московской топонимикой, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
Улицы Замоскворечья: объясняем все названия