Найти в Дзене

МАТРИЦА SWOT (SWOT-АНАЛИЗ), с примером построения для АО "АвтоВАЗ"

"Денег у нас нет, поэтому приходиться думать". Э.Резерфорд.


В 1965 четыре профессора Гарварда предложили т.н. SWOT-модель для разработки стратегии фирмы. Модель названа по первым буквам главных составляющих модели:

  • Strengths (Сильные стороны);
  • Weaknesses (Слабые стороны);
  • Opportunities (Возможности);
  • Threats (Угрозы)

Сильные и слабые стороны - это факторы внутри фирмы и на них можно влиять. Возможности и угрозы - факторы внешней среды, повлиять на них фирма, чаще всего, не в состоянии.

SWOT-анализ оказался универсальным инструментом мышления. Его применяют как к фирмам-организациям, так и к продуктам, бывает - и к странам, и к отдельным персонам.

Заполнение матрицы.

Как ни странно, легче перечислить слабые стороны и угрозы. Чаще всего на этом и завершается работа по SWOT-модели. Поиск и заполнение сильных сторон и возможностей требует бОльших усилий.

Сначала - цель!

Одни и те же факторы можно рассматривать как положительные, так и отрицательные, в зависимости от конкретной фирмы и ее ситуации. Например: внимание потребителей к экологичности продуктов может быть как возможностью, так и угрозой. В другой фирме низкая текучка кадров может быть как сильной, так и слабой стороной.
Не имеет смысла SWOT-анализ без предварительно обозначенной цели аналитика.

Использование обобщений.

Заполнить матрицу крайне легко, применив общие фразы: "усиление налогового бремени", "снижение доходов населения", "дружный коллектив", "квалифицированные кадры", т.е. повторяя общие штампы… При этом, матрица становится бесполезной, пустой формальностью.
Избегая общих фраз, пытаться каждый вывод обосновать цифрами и источниками цифр (чтобы другие могли видеть-оценить, насколько выводам можно доверять).

Отсутствие индивидуальности.

Использовать фразы, которые можно отнести к десяткам-сотням фирм… Ну да, "снижение доходов населения" - просматривается такой тренд, но он - для тысяч фирм. Причем тут Ваша особенность?
Если же работаете с низким ширпотребом, и для Вас это положительный фактор, открывающий возможность роста числа потребителей низкокачественной продукции, то в этом случае - норм, учтена особенность Вашей индивидуальности...

После наполнения списков авторы метода рекомендуют рассматривать их попарно:

  • Сильные стороны и возможности - какие из сильных сторон использовать для получения отдачи во внешней среде? что может еще больше усилить сильные стороны?
  • Слабые стороны и возможности - за счет каких возможностей во внешней среде, снивелируются имеющиеся у фирмы слабости? за счет каких слабостей просматриваемые возможности могут быть упущены?
  • Сильные стороны и угрозы - какие из сильных сторон использовать для устранения угроз? какие угрозы могут ослабить сильные стороны?
  • Слабые стороны и угрозы - что может усилить имеющиеся угрозы? что не позволит противостоять угрозам? от каких слабых сторон избавиться для предотвращения угроз?

Из ответов на поставленные вопросы вырисовывается направление дальнейшего движения, выраженное в плане задач - дальнейших конкретных действиях.

А с планами уже все просто. Что с ними делать - общеизвестно...

----------------------------------------------------------------

SWOT ДЛЯ “АВТОВАЗ” (как пример)

При подготовке предыдущего поста, наткнулся на SWOT-анализ, сделанный для АвтоВАЗа.

-2

Сразу надо расставить точки над ё:

  • это не инсайдерская информация;
  • документ без даты, но по косвенным данным - подготовлен в 2006-2007г.;
  • документ обнаружен в открытом интернете, авторство не просматривается;
  • не относитесь к нему чересчур всерьез, смотрите как на демонстрационный материал, как пример внешнего отображения применения swot-метода.

Отсутствует:

  • цель проведения swot-анализа;
  • указание оснований, на основе чего были высказаны те-иные утверждения;
  • план мероприятий, ведущих к реализации выбранной стратегии

Присутствует итог, автор, на основании приведенного документа, предлагает базовую конкурентную стратегию: стратегия лидерства в издержках.
Можно предположить, цель анализа: определить способы сохранения позиции лидера продаж российского автопрома. Предполагать можно что угодно....

Вывод:
Подобный внешний вид swot-анализа имеет право на существование, сделан для себя или для круга соратников, объединенных какой-то целью и разделяющих влияние перечисленных факторов на их путь к достижению цели.

Как пример, думаю - вполне…—----------------------------------------------------------
для дотошных: https://ru.wikipedia.org/wiki/SWOT-анализ
Было ранее:
STEP-матрица

первоисточник
------------------------------------------------------------