Найти в Дзене
FilmGourmand

Полвека Преступлению и наказанию

Надеюсь, всем понятно, что речь пойдёт не о бессмертном романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", а о его экранизации, осуществлённой Львом Кулиджановым.

Фильм Льва Кулиджанова "Преступление и наказание" вышел на экраны советских кинотеатров 28 сентября 1970 года - ровно полвека назад.

-2

Экранизация шедевра русской классической литературы, осуществлённая Львом Кулиджановым, была далеко не первой в истории романа. Ещё в 1909 году в России была снята первая киноверсия этого произведения, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. В 1923-м году немецкие кинематографисты сняли ещё одну немую версию романа.

-3

В 1934-м и 1956-м годах французские кинематографисты дважды осуществили экранизацию этого русского романа. В 1935-м году американский кинорежиссёр германского происхождения Джозеф фон Штернберг также снял фильм по этому роману Достоевского.

-4

После выхода на экраны фильма Льва Кулиджанова в разных странах, в том числе и в России, было сделано ещё несколько кино- и телеверсий романа Ф.М.Достоевского. Всего на сегодняшний день насчитывается порядка 25 экранизаций этого литературного шедевра, что свидетельствует о его огромной популярности во всем мире. Однако, практически все обозреватели, как профессиональные кинокритики, так и простые кинозрители, как в нашей стране, так и за рубежом, сравнивая различные киноверсии, признают превосходство версии, созданной Львом Кулиджановым.

-5

Тем более обидно, что этот советский киношедевр оказался без наград международных кинофестивалей. Теоретически этот фильм Льва Кулиджанова мог бы претендовать на участие в Каннском кинофестивале 1970-го года, поскольку съемки картины были завершены ещё в 1969-м году. Более того, учитывая несомненные достоинства картины, она могла претендовать не только на участие, но и на награды кинофестиваля. Но! Незадолго до фестиваля его основатель и организатор Роберт Фавр Ле Бре заявил, что он устал от "Славянских зрелищ и японских кино-самураев" и запретил включать в программу фестиваля советские и японские фильмы. Советской стороне пришлось прибегнуть к ответному демаршу: художественный руководитель Московского театра кукол Сергей Владимирович Образцов, включённый в состав жюри фестиваля, отказался от участия в работе этого жюри.

-6

Впрочем, заявив об усталости от "славянских зрелищ" Ле Бре покривил душой: в конкурсной программе кинофестиваля спокойно принимали участие польский фильм "Пейзаж после битвы" Анджея Вайды и чехословацкий фильм "Вкушаем плоды райских кущ" Веры Хитиловой. Или же основатель и многолетний руководитель Каннского кинофестиваля был настолько безграмотен, что не знал, что поляки и чехи тоже славяне? Конечно же, нет. Причина запрета на участие советским фильмам в Каннском фестивале была совсем в другом.

-7

Роберт Фавр Ле Бре долгое время очень благосклонно относился к Советскому Союзу и советскому кинематографу. В частности, во многом благодаря его настойчивости участником кинофестиваля в 1958-м году стал фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", получивший на этом фестивале Золотую Пальмовую Ветвь. В 1966-м году, в очередной раз находясь в Москве, Ле Бре посмотрел фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублёв". Ле Бре был восхищён этим фильмом и попросил Комитет по кинематографии СССР представить этот фильм в Каннах. Кинематографическое руководство пообещало это сделать, но обещания своего не выполнило. На фестиваль был представлен фильм "Катерина Измайлова" режиссёра Михаила Шапиро. (Сравните уровень этих двух кинопроизведений.)

-8

Год спустя Ле Бре вновь повторил свою просьбу, и вновь ему было обещано. Но вновь вместо картины Тарковского Комитет по кинематографии СССР выдвинул на фестиваль фильм Александра Зархи "Анна Каренина". В 1969-м году "Андрей Рублёв" был продан Франции для коммерческого использования, в связи с чем потерял право быть представленным в конкурсной программе фестиваля. И вот тут уже советское кинематографическое начальство, наконец, выполнило, просьбу Ле Бре. Но эти "бодания" с советскими чиновниками от культуры настолько "достали" руководителя Каннского кинофестиваля, что он попросту отказал всем советским фильмам в участии в руководимом им кинофестивале.

-9

Несколько лет спустя ситуация, сходная со злоключениями "Андрея Рублева", повторилась с другим фильмом Андрея Тарковского - "Зеркало".

-10

Но вернёмся к "Преступлению и наказанию". Не имея возможности направить фильм в Канны, коммунистические руководители советского кинематографа не придумали ничего лучше, как представить фильм Льва Кулиджанова на Венецианский кинофестиваль. Как будто бы не знали, что с 1969 года этот фестиваль находился, скажем так, на "капитальном ремонте" и конкурсы на нем не проводились. В итоге, единственными наградами этой великолепной экранизации романа Достоевского стали лишь несколько домашних кинонаград - Государственных премий РСФСР.

-11

Кинозрители оценили фильм Льва Кулиджанова "Преступление и наказание" весьма высоко. 76% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10, а 35% оценили фильм максимальным баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 8,235, что позволило ему занять 454-е место в Золотой Тысяче.

-12

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.