Найти в Дзене
Level One

«Это мазня в самом худшем смысле»: за что импрессионистов ругали современники и полюбили потомки

В конце 19 века над их работами смеялись, а сейчас их картины обожают, а на выставки выстраиваются очереди. Разберемся, что нового изобрели импрессионисты и почему их работы так важны для искусства.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать важное об искусстве каждый день!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать важное об искусстве каждый день!

Современники считали импрессионистов бесталанными и сумасшедшими. Некоторые посетители в ужасе выбегали с их выставок, а художественные критики не стеснялись в выражениях, описывая их работы:

«Они хватают холст, краски и кисти, делают несколько случайных мазков и ставят внизу свое имя».

«Моне изображает природу так, как ее видит глаз не среднего, обычного зрителя, а человека тупого, грубого, необразованного».

Почему так? Дело в том, что художники до них работали в студии и писали картины по строгим канонам, которые регулировали технику и сюжет работы. А импрессионисты нарушили все правила, вышли на пленэр и начали изображать то, на что раньше никто не обращал внимания — улицы, природу и простых людей.

-2

Давайте посмотрим, в чем еще заключалось новаторство импрессионистов.

🌿 Они работали на на пленэре, то есть открытом воздухе. Этот прием привел художников к чистым ярким краскам, светлым тонам в картинах и эффектам естественного солнечного света.

Их предшественники академисты работали в мастерской — поэтому у их картин темные фоны и искусственные, придуманные световые эффекты. Они писали природу по памяти или с набросков. Поэтому кажется, что их картины навечно застыли в идеальном состоянии, которое художник выбрал изобразить.

Пленэр поменял цветовую гамму картин. Любимые академистами коричневые, серые, черные тени сменились у импрессионистов цветными, синими и фиолетовыми.

-3

☀️ Они открыли, что освещение влияет на цвет. В академических картинах цвет постоянен: трава всегда зеленая, и на рассвете, и на закате. У импрессионистов цвет меняется из-за света — трава может быть оранжевой, розовой или синей, в зависимости от времени суток и «светофильтров» вроде тумана, дождя, снега.

-4

🎨 Еще одной отличительной особенностью стал отказ от контуров. Импрессионисты разрушили представление академистов о том, что основа живописи — линия и объемная форма. Они перешли от раскраски формы к лепке цветом.

На их картинах исчезает четкость линий: контуры домов, фигуры людей становятся более плоскими, дробятся светом, растворяются. Как это выглядит на картине? Если полотно импрессиониста лишить цвета, предметы начнут расплываться, превращаться в «кляксы».

В следующих частях продолжим говорить об импрессионистах, а также разбирать другие направления в живописи. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.