Уничтожением московского троллейбуса символически открылась череда мероприятий по случаю 10-летнего юбилея мэрства Сергея Собянина. И если так пойдёт и дальше, то самодурство Юрия Лужкова с памятником Петру I покажется горожанам детской шалостью.
Ликвидация троллейбусного движения в Москве вызвала буквально взрыв эмоций в столичном социальном комьюнити. Действительно, нечасто случается, что решением городских властей уничтожается один из видов общественного транспорта, работавший с 1933 года, длина линий которого превышала 600 км. На замену им, как известно, Дептранс Москвы выпустил сомнительные с экологической точки зрения «дизели» и сырые в техническом отношении электробусы.
О том, что такой волюнтаризм чиновников с Тверской, 13 не оставил равнодушными москвичей, свидетельствует более 160 комментариев, которые сделали читатели статьи «Москва прощается с троллейбусами» на канале vgudok.com на «Яндекс.Дзен». Оставив в стороне квазиэкстремистские ремарки типа «Собянина вон», процитируем мнение горожан на ситуацию (орфография и пунктуация первоисточников сохранены. — Прим. ред.).
Собянин со своими замами и СМИ прикрываются недостатками троллейбуса, которые решаются во многих странах и даже некоторых российских городах.
Аркадий: «Маразм — избавляться от единственно экологически чистого вида транспорта и переходить на дорогой аккумуляторный транспорт стимулируя вредное для экологии аккумуляторное производство и, соответственно, постоянные закупки аккумуляторов за счёт бюджета, читай — за счёт налогов — денег из кармана горожан. Идеальная схема по отмыванию денег московского бюджета. Как обычно — за счёт горожан».
Артемий Полухин: «А ты в курсе сколько стоит поддержание в рабочем состоянии контактной сети для троллейбусов? Сколько стоит строительство и эксплуатация подстанций для их постоянного запитывания электричеством? А сколько потерь электричества происходит на линиях? Еще посмотреть надо что дороже выйдет. Я уже молчу про кошмарный внешний вид. Когда в центре (да и не только) на узких улочках все переплетено троллейбусными проводами».
Герман Булгаков: «Почему нельзя было закупить троллейбус именно с динамической подзарядкой, не понятно, троллейбус заменили в большей степени на автобусы, а это далеко не экологически чистый транспорт, очень жалко и обидно, что такой транспорт уходит в историю».
Олег Сычъ: «Видимо откаты за троллейбус меньше чем за электробус».
Александр Яковлев: «Про электробусы — много болтовни, мало пользы. Их надо больше из-за простоя на зарядке, нужно топливо для отопления, нужна перестройка системы электроснабжения (реконструкция и строительство новых тяговых подстанций, прокладка множества подземных кабелей), они дороже в закупке и эксплуатации (в интернете можно найти отчёт Ликсутова Минтрансу со статистикой в одной картинке). Собянин со своими замами и СМИ прикрываются недостатками троллейбуса, которые решаются во многих странах и даже некоторых российских городах (например, автономный ход в Питере, Чебоксарах, Симферополе и т.д.)… И самое главное — электробусы запускают на достаточно малый процент троллейбусных маршрутов, чтобы говорить о преемственности».
MAKSIM: «Будущее безусловно именно за автономным, электрическим общественным транспортом. Избавление от троллейбусов, абсолютно логичный, экономически оправданный, правильный шаг. Я не удивлюсь, если через несколько лет и трамваи избавятся от контактной сети и перейдут на аккумуляторы. Аккумуляторы дешевеют и становится энергоэффективней каждый год. А обслуживание контактной сети дешевле не становится. Поэтому хватит писать всякую ерунду. А то, что электробусы покупают очень за дорого, это тема для другого диспута. У нас и метро и дороги строят втридорога за наш счёт. И что теперь делать?»
Собянин правильно делает. Он — человек современный и дальновидный. Москвичи — за Собянина!
Александр Толкалин: «Электробусы при современном уровне развития аккумуляторов неэффективны и дороги. Это очевидно и нигде еще в мире они поэтому массово не используются. Да, рано или поздно создадут быстрозаряжаемые и не очень дорогие аккумуляторы, но это не завтра — пройдут годы и тогда электробус станет такой же нормальной реальностью, какой стал автомобиль на бензине в ХХ веке. А пока годами будем плодить убытки за госсчет».
Роман. М.: «Причина в том, что электрические и дизельные автобусы выпускают заводы, принадлежащие провластным олигархам (Дерипаске и Чемезову). А собянин только выполняет команду, ему приказали покупать электробусы, он и покупает. А у производителей троллейбусов таких сильных хозяев нету».
Вячеслав Михайлович Дмитриев: «Но почему дизельные автобусы? Более экологичны и дешевле в эксплуатации газовые».
Казакова Татьяна: «Троллейбус наносит огромные косвенные убытки. Он — отдельная транспортная система. Организацию движения, уборку, парковку, разметку, любое изменение — ВСЁ приходится делать с учетом троллейбуса и расположения проводов. Вот главная причина отказа от него. Троллейбус себя изжил. На смену пришли современные электробусы. Собянин правильно делает. Он — человек современный и дальновидный. Москвичи — за Собянина!»
Симаков Алексей: «Еду я на электробусе, вдруг — стоп. На выделенке припарковался автомобиль. Стоим, ждём. Наш водитель сигналит. Я спросил водителя: нельзя ли просто-напросто объехать автомобиль? — Нельзя, ответил он, — тут видеокамеры, если электробус выедет за выделенную линию — водителя штрафуют. Так и стояли, пока автомобиль не уехал. Вот вам и преимущество электробуса перед троллейбусом».
Жрец колбасы: «Ладно в центре убрали — Тверская и Новый Арбат без проводов и с современным благоустройством имеют уже совсем другой вид. Но за пределами Садового кольца — можно было и оставить».
Андрей Суриков: «Троллейбус представляет собой типичную модульную систему, где есть некая сеть, и есть модули сети, которые работают с помощью сети. То есть энергия для движения модуля-троллейбуса приходит извне, и всё, что пришло, тратится на полезную транспортную работу. Поэтому электробус не может достичь эффективности троллейбуса: он работает значительно меньший процент времени (простои на зарядке огромны, а это площади занимаемых отстойно-разворотных площадок, затраты на ФОТ водителей), стоит значительно дороже, соответственно, перевозит на вложенный рубль гораздо меньше. Специалистам это было очевидно с самого начала».
На каком основании ликвидируют троллейбус? Если нет решения законодательной власти, то это беззаконие.
Л.Л.Ф.: «Москвичей и не подумали спросить хотят ли они чтобы ликвидировали троллейбус. Было бы замечательно провести референдум в Москве: "Москвичи хотят избавиться от троллейбуса или от Собянину?" А Мосгордума по этому поводу что-нибудь решала? На каком основании ликвидируют троллейбус? Если нет решения законодательной власти, то это беззаконие».
На наш взгляд, нельзя не согласиться с мнением «троллеефилов» в том, что преимущества электробусов в части эффективности электробатарей (и особенно в финансовой части) ещё не доказана, в чём признавался, как справедливо указывали читатели, и сам глава Дептранса Максим Ликсутов. Но эксперименты по их использованию почему-то в мэрии решили проводить на городском бюджете, что в условиях экономического кризиса просто расточительно.
И чрезвычайно актуален вопрос, почему команда Собянина, которая лепит себе прогрессивный образ адепта т.н. цифровой демократии («Активный гражданин», портал мэра и т.д.) и опрашивает москвичей чуть ли не о количестве столбиков во дворах, вдруг не захотела услышать мнение горожан по троллейбусной теме хотя бы в виде опроса общественного мнения, не говоря уже о референдуме. Впрочем, ответ на этот вопрос прозвучал в той же читательской полемике. Есть разнарядка «сверху» о поддержке отечественного производителя в лице «Ростеха» (в его состав входит «КамАЗ») и дерипасковской «Группы ГАЗ», которой принадлежит «ЛиАЗ». Правда, по факту городской бюджет поддерживает экономику Китая, так как российские электробусы практически полностью собираются из китайских комплектующих.