Детство определяет то, какими взрослыми мы будем. У любого ребенка есть базовые потребности, и степень их удовлетворения формирует в нас установки — то, как мы видим себя, мир и других людей. Что это за потребности и какие у них последствия?
Потребность в безопасности
Это самая базовая и простая потребность. Она удовлетворена, если ребенок растет в стабильной и безопасной обстановке, родители всегда доступны, нет физического и эмоционального насилия. Если же с ребенком жестоко обращаются, угрожают сдать его в детдом или в семье есть проблема с алкоголем, потребность в безопасности не удовлетворяется. Ребенок чувствует уязвимость, тратит энергию не на развитие личности, а на беспокойство о своей безопасности и тревогу.
Какие установки формируются (если потребность не удовлетворена):
- Я нигде не чувствую себя в безопасности
- Я никому не нужен, меня в любой момент могут покинуть близкие
- Я всегда жду, что случится что-то ужасное
Потребность в автономии
Автономия — это осознание своего «я», возможность отделиться от родителей и существовать в мире независимо. Сюда входит не только отдельное проживание в более взрослом возрасте, но и собственные вкусы, интересы, цели и убеждения, которые могут не совпадать с родительскими.
Эта потребность удовлетворена, когда в семье ценится самостоятельность и родители учат ребенка мыслить критически, быть самодостаточным и брать ответственность за свои поступки. Поощряется общение со сверстниками и желание изучать внешний мир.
Если же родители всячески опекают ребенка, убеждают в опасности окружающего мира, пресекают все проявления самостоятельности, критикуют увлечения и стремления, запрещают выражать свое мнение, потребность остается неудовлетворенной.
Это влечет за собой следующие установки:
- Я уязвим(а)
- Мир жесток и опасен
- Я не могу сделать это, я не справлюсь
- Я некомпетентен(на)
- У меня нет права на свое мнение
Потребность в привязанности
Эта потребность напрямую связана с чувством любви, заботы, внимания и уважения. Их ребенок может получить сначала от родителей, затем от других членов семьи, учителей и сверстников. Более того — важно, чтобы ребенок реализовывал потребность в привязанности из разных источников.
Привязанность выражается в 2 формах: принадлежность и близость. Принадлежность реализуется в социальных отношениях, когда мы чувствуем свою включенность в какой-то социум, будь то друзья или субкультура. Близость проявляется в эмоциональной связи с родными, любимыми и близкими друзьями.
Установки, которые возникают при неудовлетворенной потребности:
- Я чувствую себя одиноко
- Я никому не нужен (нужна)
- Я не такой(ая), как все, я никуда не вписываюсь
- Никто не знает меня настоящего(юю)
Потребность в свободном выражении чувств
Возможность свободно выражать свои потребности, чувства и желания дает нам понять, что они так же важны, как и чужие. Особенно это касается негативных эмоций. Ребенок с удовлетворенной потребностью понимает, что он может делать не только то, что нравится окружающим, но и то, что он хочет сам. Он знает, что вправе выражать негативные эмоции в любой степени — до тех пор, пока это не вредит другим.
Если же родители наказывают или винят ребенка за выражение его эмоций и желаний, ставят собственные нужды превыше всего, то потребность не удовлетворяется. Сюда же относится элемент игры: в здоровой атмосфере ребенку дают понять, что развлекаться — это нормально, и учат находить баланс между работой и отдыхов. При неудовлетворении этой потребности ребенка ругают за игривое состояние и заставляют только учиться, запрещая отдыхать и веселиться.
Это влечет за собой такие установки на будущее:
- Чувства других важнее, чем мои
- Я не имею права выражать негативные эмоции
- Злость — это плохо
- Я не заслуживаю отдыха, не имею права развлекаться
Потребность в самоценности
Неспроста большинство проблем с самооценкой родом из детства — именно эта потребность ребёнка чаще всего недостаточно удовлетворяется (и не всегда это вина родителей).
Самоценность — это осознание собственной значимости и ценности в разных областях жизни. Его мы получаем от родителей, учителей и сверстников. Эта потребность удовлетворена, когда ребенок чувствует себя любимым, ценным и важным, когда его достижения оцениваются по достоинству и он не подвержен избыточной критике.
К сожалению, такая идеальная ситуация встречается редко. Даже если у ребенка любящие родители, расшатывать его самооценку могут одноклассники, учителя, брат или сестра, тренер, да и вообще кто угодно. Весь этот багаж затем переходит во взрослую жизнь, как правило, в какой-то определенной области: например, в личной или профессиональной сфере. В особо тяжелых случаях мы чувствуем себя уязвимыми и ничтожными во всех аспектах жизни.
Негативные установки, которые возникают:
- Я недостаточно хорош(а) для...
- Со мной что-то не так, и я никогда это не исправлю
- Мне не хватает ума/красоты/смелости и т.д.
- Это моя вина
Потребность в самоконтроле
Очень важно с детства научиться понимать чужие границы и выстраивать свои, причем они должны быть реалистичными. Проблемы возникают, если ребёнок ставит свои потребности превыше других, пренебрегает ими. Такие дети эгоистичны и требовательны, но это не их вина — дело в неудовлетворенной потребности.
Идеальна ситуация, когда в семье взрослые демонстрируют своим примером уважение к чужим границам и учат этому ребенка, формируют в нем дисциплину и самоконтроль (гуманными способами!). Это может выражаться, например, в выполнении обязанностей по дому и домашнего задания.
Потребность не удовлетворяется, если родители слишком балуют ребенка, потакают любым капризам и поощряют манипулятивное поведение (прекращают детскую истерику, уступив и дав желаемое). Бесконтрольное и безграничное выражение гнева также вредит ребенку — эту эмоцию нужно учить контролировать, объяснять, как она влияет на других.
Отсутствие самоконтроля формирует следующие установки:
- В моих проблемах виноваты другие
- Я — особенный(ая), я важнее других
- Я не должен(на) себя ни в чем ограничивать
- Я могу добиться желаемого любыми способами