Предлагаю Вашему вниманию сценарий, написанный к народному празднику Осенины.
Предлагаю Вашему вниманию сценарий, написанный к народному празднику Осенины. Предлагаю Вашему вниманию сценарий, написанный к народному празднику Осенины.
Это первый мой опыт. Возможно, кому-то он будет полезен.
Для задания: листы бумаги, цветные карандаши.
Девушка Даша: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашем празднике «Осенины». А вы знаете, что это за праздник?
Этим праздником с давних времен провожают лето и встречают осень. Сегодня и мы с вами будем встречать осень.
Тётушка Маша: Ребята, а вы знаете, в каких числах праздновали раньше Осенины? Первую встречу осени справляли 14 сентября день святого Симеона Летопроводца. В старину с этого дня начинался Новый год. К этому празднику старались закончить все старые дела и начинали новые. Заканчивали уборку хлеба, готовились к зиме, женщины садились за рукоделия. В избах обновляли огонь: старый гасили и зажигали новый. Собирались на первые посиделки.
ДД: С Семенова дня (14 сентября) начинается бабье лето и длится до 21 сентября. Это время, когда на улице становится тепло, светит солнышко. 21 сентября – вторая встреча осени, праздник рождества Пресвятой Богородицы.
Выходит тётушка Маша с караваем хлеба и крынкой.
ДД: А что это ты несёшь? Нам угощенье?
ТМ: Нет, я иду на берег реки с хлебом и киселем встречать матушку Осенину, а потом пойду кормить этим хлебом домашних животных, а вы, молодежь, в это время должны петь осенние песни.
ДД: Песни? А мы не знаем песен. Ребята, вы знаете песни?
Да мы и петь то не умеем. О, а я стих знаю. Можно?
ТМ: Ну давай стихотворение, только с выражением читай, а то вдруг осень передумает приходить.
ДД: Да, да, конечно.
Осень, осень!
Сноп последний косим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толокой, обмолокой,
С золотым венцом!
ТМ: Молодец! Ну вот теперь можно хлеб домашней скотине скормить, коровкам, свинкам, козочкам. И осень точно наступит.
ДД: А урожай то весь собрали?
ТМ: Конечно, а как же к Осенинам обязательно нужно собрать весь урожай с полей, огородов. Только после этого праздник отмечать.
ДД: И на Осенины нужно обязательно поблагодарить землю за урожай.
ТМ: И день этот поэтому и называли праздником урожая.
ДД: А мы с вами сейчас с помощью загадок узнаем, какой урожай собирали люди.
Он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат
Тоже просится в салат.
Догадался? Молодец!
Ну, конечно… (Огурец)
Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зеленая в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь, и вновь
Эту всем полезную, вкусную… (Морковь)
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (Лук)
ДД: Кстати, на Осенины, 21 сентября, собирали лук. Именно поэтому этот день еще называли «Луков день» или «День луковой слезинки».
ТМ: А у меня тоже есть несколько загадок.
Круглый овощ в огороде
Он одет не по погоде
Из него наварим щей
С этим овощем сытней…(Капуста)
Молодцы!
Когда осенью крестьяне собирали капусту, по всей деревне рубили капусту в больших деревянных корытах острыми сечками. Начинались «Капустки», когда все заготавливают ее на зиму.
Чтобы можно было зимой варить щи и борщ, печь пирожки с капустой.
А вот еще одна загадка:
Лучше овоща не знаю,
Я всегда его сажаю.
Хорошо она растёт,
Красота, когда цветёт,
Можно жарить и варить,
И с грибками потушить.
Вы подумайте немножко.
Что за овощ тот? (Картошка)
ДД: Точно, а я еще одну загадку знаю.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (Грибы)
ТМ: И как раз осенью можно идти в лес за грибами.
ДД: Здорово! А у меня даже корзинка есть.
Даша достает корзинку.
ТМ: Да, но в корзинку, кстати можно положить не только грибы.
Давайте поиграем с вами в игру. Мы будем называть все, что только можно положить в корзинку и не только съедобное. Но, только чтобы слово заканчивалось на «ок». Я положу грибок, а ты, Даша?
ДД: А я положу побольше ягодок.
ТМ: А вы ребята?
Дети называют свои варианты.
ДД: Как много всего мы положили в корзинку. Можно и за грибами в лес идти.
ТМ: Подожди! В лесу очень опасно.
ДД: Да, там можно заблудиться или встретить опасных зверей.
ТМ: Да, а еще раньше люди верили, что кроме зверей в лесу можно встретить Лешего.
Ребята, а вы знаете, кто такой леший? Это мифическое существо, дух, который охраняет лес. Сейчас, конечно, в него никто не верит. Но вот раньше лешего сильно боялись. Особенно в сентябре, когда он начинает хулиганить.
ДД: А как можно было от него защититься?
ТМ: Леший боится соли, а еще можно переодеть наизнанку одежду и обувь. Надеть правый лапоть на левую ногу, а левый на правую ногу.
ДД: Интересно, как выглядит Леший. Его же никто не видел.
ТМ: Да никто не видел. Но считается, что Леший может изменять свой облик, быть большим или маленьким.
ДД: А может и принимать облик разных животных. Но, я думаю, что это мужчина высокий с бородой.
ТМ: А может и маленький старичок.
ДД: Ребята, давайте мы с вами пофантазируем о том, как выглядит Леший.
Мы сейчас каждой команде дадим большой лист бумаги и на нем вы вместе будете рисовать Лешего.
ТМ: Рисовать будете по очереди. Первый рисует – голову, второй – глаза, третий – нос и рот, четвертый – бороду, пятый – туловище, руки и ноги, шестой – одежду и головной убор.
ДД: Может он у вас будет как человек, а может станет похожим на какого-то животного. Фантазируйте. Посмотрим у кого, что получится.
По окончанию рисования, рассматриваем Лешего каждой команды.