В августе – сентябре ЦБ и правительство начали отменять или не продлевать меры поддержки бизнеса, пострадавшего во время пандемии коронавируса. Меры эти объявлялись президентом Путиным в обращениях к народу еще весной.
Отсрочки по налогам, кредиты на зарплаты сотрудникам, кредиты на сохранение штата компаний, снижение страховых взносов с зарплат сотрудников с 30 до 15%, дистанционное открытие счетов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, продление сроков сдачи налоговой отчетности.
Все это должно было спасти бизнес, особенно те отрасли, которые пострадали сильнее других, от краха и банкротства. Если оставить за скобками крупных авиаперевозчиков и другие системообразующие предприятия, то малый и средний бизнес смогли воспользоваться лишь частью мер поддержки.
По данным исследования «Фонда Общественное мнение» – «Краш-тест малого бизнеса», предприниматели с начала карантина не слишком надеялись на поддержку правительства и больше рассчитывали на себя. И настроения эти только усиливались после декларации о введении новых мер поддержки, поскольку легкодоступными для МСП оказались далеко не все виды государственной помощи.
Предприниматели легко смогли воспользоваться отсрочками в уплате налогов, кредитами на зарплату сотрудников и кредитами на поддержку занятости. Кредиты стали подспорьем для небольших компаний: салонов красоты, сервисных компаний с десятком сотрудников, небольших кафе и точек общепита.
По словам Максима Долгова, владельца компании Man-Made, занимающейся сборкой игровых компьютеров: «Я быстро получил этот кредит (на зарплату сотрудников), буквально за сутки или даже быстрее. Понятно, что МРОТ в 12 тысяч рублей на сотрудника, который нам расщедрилось выдать правительство, не решил бы ситуацию, но он дал неожиданный психологический эффект. Сотрудники как-то приободрились. Правда, я платил полные зарплаты, для чего пришлось использовать личные средства. Но вот этот МРОТ приходил вовремя и не давал людям впадать в депрессию. Это действительно было важно. Конечно, хотелось, чтобы помощь была серьезнее, но тогда, зная наши реалии, она точно не была бы почти безвозмездной. А, учитывая, что рынок восстановится еще не скоро, возвращать такие кредиты было бы сложно».
О боязни пользоваться предложениями по кредитным каникулам говорили и предприниматели, принявшие участие в исследовании ФОМ, и эксперты «Деловой России». По словам предпринимателей, банки, работавшие в рамках программы поддержки, предлагали весьма условные кредитные каникулы, предупреждая, что платить можно позже, но сумма платежа от этого вырастет «за обслуживание кредита».
Бизнес-омбудсмены подтверждают, что кредитные каникулы фактически привели к тому, что стоимость кредита только выросла. Причем по сравнению с медленным ростом бизнес-активности и оборотов МСБ уже взятые кредиты стали дороже значительно. И это уже стало проблемой для тех компаний, которые решили взять отсрочку по платежам, потому что сумма увеличилась, а доходы нет. И платить по кредитным обязательствам многим все равно нечем.
Эксперты «Деловой России» предполагают, что эти отсроченные обязательства приведут к волне банкротств. И решение отменить сроки реализации мер поддержки, в том числе кредитных каникул, не дождавшись восстановления рынков, только усугубит ситуацию. За время пандемии банки в рамках реализации мер поддержки заключили с бизнесом более 9000 договоров на 510 млрд рублей. Как и когда бизнес сможет их вернуть – большой вопрос.
В зоне риска все те же сферы бизнеса, которые приняли на себя основной удар: ресторанный и гостиничный бизнесы, сфера услуг, индустрии развлечений и красоты, туризм и транспорт.
Опрошенные ФОМ предприниматели считают, что период после отмены мер поддержки будет едва ли не сложнее, чем время, когда всех закрывали на карантин. Медленное восстановление рынков вряд ли ускорится, а набивший шишки весной бизнес с крайней осторожностью смотрит в будущее, ожидая со дня на день введения новых ограничительных мер, второй волны или новых экономических санкций против России.
Осторожность в период кризиса – не лучшая стратегия для бизнеса, особенно для тех, у кого нет накопленной и тщательно взбитой финансовой подушки безопасности, а таких владельцев подушек среди малого и среднего бизнеса в России, по данным ВЦИОМ, не более 17%.