Если раньше необходимостью делать уроки были недовольны лишь школьники, то сегодня подобные настроения появляются и у взрослых.
Родители, педагоги, психологи — все громче звучат голоса тех, кто считает, что домашние задания не только не нужны детям, но и вредны для них. И они приводят весьма убедительные аргументы.
Может навредить здоровью
Говорят, что малоподвижный образ жизни убивает больше людей, чем алкоголь и курение. Что уж говорить о неокрепшем детском организме, которому сначала приходится полдня сидеть за партой в школе, а оставшиеся полдня — дома за уроками.
Портится осанка, нарушаются процессы кровообращения, портятся суставы, происходит набор лишнего веса — вот к чему приводит такой режим учебы.
С каждым годом учебные программы усложняются, и академическая нагрузка растет, а домашние задания даются детям все сложнее.
Школьники находятся в состоянии непрерывного стресса, который является первым врагом здоровья. Также умственное перенапряжение приводит к бессоннице.
Отнимает много время
Домашних заданий сейчас задают неоправданно много. Поэтому после школы они вынуждены сразу садиться за уроки и корпеть над ними до самого сна. А на творческое и физическое развитие времени не остается.
К тому же, не нужно забывать, что школьники — это, в первую очередь, дети, которым нужно также погулять и поиграть с друзьями.
Не сказывается на достижениях в учебе
В 2006 году была опубликована книга Алфи Кона «Мифы о домашнем задании». Работая над ней, автор проводил эксперимент с учениками младшей школы.
Одни ежедневно выполняли объемные домашние задания, а другие были освобождены от этой обязанности.
Справедливости ради, стоит отметить, что в первой группе итоговые оценки оказались немного выше. Но разница была настолько незначительной, что автор усомнился в целесообразности домашних заданий как таковых.
Все-таки, знания и достижения в учебе больше определяются качеством преподавания и личными способностями детей.
Отбивает тягу к знаниям
В большинстве случаев домашняя работа сводится к выполнению упражнений и чтению параграфов. То есть, происходит все то же самое, что и на уроке (или же учитель задает на дом то, что не успели сделать на уроке).
Такие однообразные задания не стимулируют поисковую и творческую активность, а воспринимаются как тяжелая повинность.
Даже если «домашка» и нужна, то точно не в таком виде, как сегодня.
Приводит к ссорам с родителями
Большинство школьников подходят к выполнению уроков без энтузиазма. А родители, мечтающие видеть детей отличниками, уговорами, криками и даже силой принуждают детей к выполнению заданий.
Естественно, они ведь не психологи, чтобы находить «ключики» к детской мотивации. В результате дома регулярно происходят мелкие ссоры и крупные скандалы.
Часто родителям приходится помогать детям с уроками. Это еще один повод для конфликтов.
Ведь дети еще не усвоили материал, а мамы с папами его уже давно не помнят.
В каких странах нет домашнего задания
В ряде государств домашние задания частично или полностью исключены из школьной жизни:
- в Финляндии для каждого школьника составляется индивидуальный план обучения, в который редко включается «домашка»;
- в Норвегии мам и пап, заставляющих детей заниматься дома, могут лишить родительских прав;
- во Франции, Японии и Израиле домашние задания для учеников младших классов запрещены;
- в Италии и Испании отказались от «домашки» для школьников всех возрастов;
- в Англии педагогам рекомендовано уменьшить объем домашних заданий, чтобы дети больше времени проводили с семьей.