Найти в Дзене
knews.kg

Поденщик в Туркменистане, Или как на фоне нищеты власть выводила деньги и "жировала"

Когда мука поступала в магазин, она пахла отвратительно. Масло было черным и горьким.

Это был 2016 год, и экономика Туркменистана пошла вниз. Бедняки собирали пищу из мусорных контейнеров. Через два года инфляция будет уступать только Венесуэле.

Днем рабочие тащили мешки с цементом на велосипедах за несколько манатов, валюту центральноазиатской страны, стоимость которой, казалось, резко упала в цене. По вечерам мужья и отцы толпились у черных пластиковых дверей государственных супермаркетов, где полки были пустыми, если не считать импортных товаров по завышенным ценам.

«Еды всегда не хватало», — сказал ICIJ один туркмен, поденщик из южного оазисного города Мары. Он попросил не называть его имени, опасаясь подвергнуть свою семью опасности. «Люди ждали муки до полуночи, и владельцы магазинов не могли сказать, когда она придет».

В этом году некоммерческая организация Freedom House назвала Туркменистан более репрессивным, чем Северная Корея, и одной из четырех «худших из худших» стран мира с точки зрения политических и гражданских прав. Эксперты говорят, что ничего не происходит без одобрения президента Гурбангулы Бердымухамедова.

В столице Ашхабада граждане не могут снимать в банке более 23 долларов в день. Они не могут открыть окно на проспекте, по которому может пройти Бердымухамедов. Сообщается, что в этом году президент запретил слово «коронавирус».

Название столицы Ашхабад означает «Город любви». Из-за голода, репрессий со стороны полиции и коррупции многие знают его под другим названием: Город мертвых.

Коррупция в Ашхабаде, как и во многих мировых столицах, поддерживается тайным движением денег через офшорные аванпосты — и, зачастую, через некоторые из самых богатых банков мира.

Почти три дюжины отчетов о подозрительной деятельности, рассмотренные ICIJ, описывают платежи, связанные с Туркменистаном, на общую сумму 1,4 миллиарда долларов в период с 2001 по 2016 год. «Подозрительный» не обязательно означает незаконный, но сотрудники отдела контроля банков, наблюдающие за переводами, определили, что они заслуживают более пристального внимания.

«Телеграфные переводы выглядят подозрительно, потому что они часто пересылались повторно и обычно касались подозреваемых лиц, похожих на оболочку», — сотрудник юридического отдела Bank of New York Mellon списал почти 100 миллионов долларов в виде переводов за последние три месяца 2016 года.

Согласно анализу ICIJ, некоторые британские компании получали деньги из Туркменистана, хотя и сообщали регулирующим органам, что не занимаются активным бизнесом.

В одном случае министерство торговли Туркменистана отправило 1,6 миллиона долларов компании в Шотландии под названием Intergold LP, согласно утечкам. В записях банка указано, что оплата была произведена за «кондитерские изделия» или сладости. Платеж покинул банковский счет министерства в Ашхабаде, прошел через Deutsche Bank в Нью-Йорке и поступил на латвийский банковский счет, принадлежащий Intergold.

Согласно имеющимся данным, Intergold LP была создана за 10 месяцев до сделки с правительством Туркменистана. Его указанный адрес — магазин под названием Mail Boxes Etc. в Глазго, Шотландия. «СДЕЛАЙТЕ ЭТО СВОЙ БИЗНЕС-АДРЕС», — подсказывает витрина.

С тех пор Intergold был переименован в SL024852 LP. Неясно, кому принадлежит бизнес и есть ли у него законная цель.

Джеймс Дикинс, подписавший официальные регистрационные документы во время создания Intergold, также подписал счета по меньшей мере 200 других компаний в Англии, согласно анализу ICIJ компаний в файлах FinCEN. Британские компании в последние годы стали популярным инструментом для сокрытия наград мошенников и коррумпированных чиновников.

ICIJ не удалось связаться с Дикинсом. Дэниел О’Донохью, который также подписал заявку на регистрацию в Intergold, сказал ICIJ, что его корпоративная работа контролируется британскими регуляторами по борьбе с отмыванием денег и соответствует требуемым высоким стандартам должной осмотрительности. «Re: Intergold LP, если у вас есть доказательства преступления, вы должны передать их в правоохранительные органы», — сказал О’Донохью.

«Это определенно звучит как случай, когда подставная компания использовалась для хранения средств из государственной казны», — сказала Аннетт Бор, аналитик лондонского аналитического центра Chatham House, специализирующаяся на клептократии в Центральной Азии. «Скорее всего, они думали, что отказ от« кондитерских изделий »не вызовет никаких проблем».

Министерство торговли Туркменистана не ответило на вопросы, отправленные через его посольство в США. Форма обратной связи министерства не работала.

В документах, увиденных ICIJ, Deutsche Bank не объяснил, почему посчитал транзакции подозрительными. Банк отказался обсуждать свои отношения с Туркменистаном. В нем ICIJ сказано, что в целом «обсуждение потенциальных SAR … было бы уголовным нарушением закона США (и других)». Банки регулярно подают SAR и «таким образом помогают властям ловить и преследовать лиц, занимающихся преступной деятельностью», — сказали в банке. «Deutsche Bank активно отслеживает подозрительное поведение и делится соответствующими выводами с властями».

Роль Deutsche Bank в сделках заключалась в качестве банка-корреспондента, что означало, что он позволял туркменским банкам, используемым министерствами и предпринимателями с хорошими связями, конвертировать манаты в доллары и переводить их на другие счета по всему миру.

Это знакомая роль: немецкий институт был избранным международным хранилищем для Туркменистана во время кровавого режима бывшего пожизненного президента Сапармурата Ниязова.

По данным антикоррупционной группы Global Witness, Deutsche Bank держал до одной трети доходов страны на счетах, доступных только Ниязову. 

Один бывший председатель центрального банка страны сказал группе, что миллиарды долларов в Deutsche Bank фактически являются «личными карманными деньгами Ниязова».

И это только один из эпизодов глобальной системы отмывания денег коррупционеров и различных преступников, включая деспотов и тиранов.

От Украины до Соединенных Штатов, от Туниса до Туркменистана, в глобальном расследовании ICIJ подробно описываются человеческие жертвы в виде отмытых триллионов.

Новые подробности о том, как деньги, которые питали торговлю наркотиками фентанила, и более 2 триллионов долларов других подозрительных средств, разлитых по всему миру, содержатся в тайнике секретных финансовых отчетов, полученных BuzzFeed News и переданных Международному консорциуму журналистов-расследователей.

Файлы, известные как отчеты о подозрительной деятельности или SARs, представляют собой мировой тур по преступности, коррупции и неравенству, в котором главные роли играют политики, олигархи и медовые мошенники, а решающую роль играют банкиры, которые обслуживают их всех. SARs показывают, как неспособность банков и других финансовых учреждений пресекать незаконные денежные потоки способствует преступности и страданиям в больших масштабах.

В мире, охваченном громкими кризисами, включая пандемию коронавируса, которая разрушает жизни и экономику, бесконтрольный поток грязных денег может не восприниматься как непосредственная угроза. 

Но последствия серьезны: торговцы наркотиками и мошенники выводят прибыль за пределы досягаемости властей. Деспоты и коррумпированные промышленники увеличивают нажитые нечестным путем состояния и укрепляют власть. Правительства, лишенные доходов, не могут позволить себе лекарства для лечения больных.