Найти тему

Куда движется рынок грузоперевозок?


Рынок грузоперевозок в России долго нельзя было назвать рынком. Всё напоминало больше базар. Базар с восточным оттенком. Каждый мог найти всё что искал. Базар был стихийный, неконтролируемый, эмоциональный и грязный. Кто был покупателем-новичком, тот часто уходил обманутым. В нулевые почти все транспортные компании были счастливы, а собственники создавали капиталы. Запросы и требования грузовладельцев росли, перевозчики чаще подстраивались под грузовладельца, нежили были локомотивом и теми, кто бы формировал предложение. Грузовладелец первым стал решать проблемы логистики создавая собственные CRM, системы назначения и распределения заявок. Участники рынка чьи «корни» уходят в Европу стали использовать готовые решения, компании, создавшиеся с нуля и выросшие до корпораций всё чаше, стали создавать самописные программные продукты (как правило на базе 1С) и транслировать их перевозчикам. Это был первый этап цифровизации.
С 2015 года можно с уверенность сказать, что базар превратился в рынок. Государство Российское к 2015 году создало АСК НДС 2. Совпало ли создание АСН НДС2 или стало толчком к новому этапу Цифровизации не принципиально. Принципиально одно- окончательно пришла в нашу жизнь Цифра. Но в отличие от первого этапа цифровизации, где грузовладелец искал новые решения для себя среди базарных прилавков, во втором этапе цифровизации стали рождаться новые продукты, решения и т.д.
Некоторые транспортные компании и IT компании решили, что Uber в грузоперевозках неизбежен и это не завтрашний день, а уже реальность. Компании привлекли инвестиции и создали новые продукты. Попытались перенести бизнес модели с рыка B2C (когда конечным покупателем является физ. лицо) на рынок B2B (бизнес для бизнеса), но модель не сработала. Пока не говорим о причинах провала, только констатируем факт. Это и есть второй этап цифровизации. Он гибридный, без явных лидеров и с открытыми возможностями практически для каждого участника. Еще не виден последний вагон того поезда, в который пытаются многие заскочить. Второй этап будет переходным и продолжаться ему 2 максимум 3 года. После чего рынок сформируется и изменится окончательно. Какую роль будут выполнять огромные автопарки некоторых транспортных компаний, каким будет частник всё это уже читается, вопрос остается в том, кто будет главным(и) участником цифрового рынка грузоперевозок.