Бесконечные причитания яжматерей сверхзаботливых родителей о том, что "ааа, в вузах мало мест", "ой, так сложно поступить" и "ну вы что, на престижные специальности берут же только своих/блатных/олимпиадников и т.д." разбиваются о статистику:
число мест в вузах не просто достаточное, а очень большое. Даже слишком
Просто выбирайте вуз по силам, а не по ЧСВ - если за три ЕГЭ набрали 158 баллов, нужно не в МГУ документы подавать, а в местный Политех - как известно, дерево нужно рубить по себе, тогда и ныть не придется.
Каких только комментариев не встречается:
Как обстоят дела с доступностью образования в реальности?
Масса вузов в 2020, 21, 22 и 23-м годах объявляла дополнительный набор, причем как на технические и естественно-научные направления, так и на якобы дефицитные гуманитарные:
Бюджетных мест много. Очень много. Слишком много.
Стремление к увеличению бюджетного набора приводит к тому, что в рядах студентов оказываются не только те, кто выбрал будущую профессию, но и те, кто "поступил чисто за компанию", "мне было без разницы, где учиться, а этот вуз к дому ближе", "больше никуда не поступил". Это, в свою очередь, приводит к тому, что общий уровень курса/группы снижается, а дальше - либо много отчисленных (а зная о проценте отчисления, дети боятся поступать, снова мало желающих, снова много поступающих по остаточному принципу и т.д. - замкнутый круг), либо большинство доходит до диплома и не работает по специальности/работает плохо, после чего снижается рейтинг вуза у работодателей и, соответственно, спрос.
Посмотрите сами: в большинство вузов проходные баллы более чем реальны. Про свой факультет я рассказывала уже (вот статья: "Итоги зачисления-2020: бюджетных мест больше, проходные баллы те же"), давайте посмотрим, как обстоят дела в других вузах (совершенно рандомно выбрала несколько вузов). Начнем с регионов:
Вторая волна - совсем тоска-печаль:
Есть еще кто-то, кому "не хватило бюджетного места", после того, как вы видите 122 (122, Карл!!!) на бюджете? Вот "очень дефицитные" экономические специальности:
Проходной - 210. Три по 70, если без дополнительных достижений. Реально, достижимо, не особо сложно.
Приближаемся к столице. Про недобор и дополнительный прием в Московский государственный областной университет я рассказывала здесь. Давайте посмотрим что-то еще - вот, к примеру, Дубна (Московская область):
Сравниваю с "моими" первокурсниками направления ПМИ (Прикладная математика и информатика) - у нас на 50 мест средний балл 248,7, а проходной - 219. В Дубне на 15 мест - 229 и 215 соответственно. Если б мы брали только 15 человек на ПМИ, то проходной был бы 263, а средний - 275,6, что еще раз подтверждает тот факт, что далеко не всегда "близость к столице = выше баллы".
Хотите топ-вузы? Пожалуйста, вот МГТУ им. Баумана. Уж кто только не написал про "толпы олимпиадников", "туда нереально поступить" и т.д.
Что же в итоге? Вот первая волна:
Дальше скринить не стала, все эти данные находятся в открытом доступе на официальном сайте в разделе "Приказы о зачислении". Посмотрите, там есть и люди с 231, и с 223, и с 217 - обычные абитуриенты, не целевой прием, не победители олимпиад. И это первая волна. А теперь давайте посмотрим, какие же баллы были во второй волне?
Ожидаемо - еще ниже. Зачислены на бюджет ребята с баллами 204-213, 232-240 (разные направления - разные баллы).
Никогда не поверю в то, что нереально набрать по сумме трех экзаменов + за индивидуальные достижений чуть больше двухсот (из 310 возможных) баллов. Да, не на каждое направление можно поступить с 204 - это логично, это снова отправляет нас к тезису про "дерево по себе". Вы же не возмущаетесь в автосалоне, когда за 400 тысяч рублей покупаете "Ладу" б/у, а не новый Лексус? Не требуете по Лексусу каждому вне зависимости от имеющихся денег? Тогда почему же знания и достижения абитуриентов надо обесценивать? Зачем требовать уравнять в шансах на поступление и тех, у кого 274. и тех, кто набрал 156? Разные баллы - разные способности - разные возможности. Вроде логично.
Вот ВШЭ, топовый вуз, топовое направление, первая волна:
МИРЭА, 1-я волна:
Неужели для кого-то, кто претендует на обучение в топовом столичном вузе, проблема набрать сумму чуть за 200? Кстати, обратите внимание, в приказе даже баллы по каждому предмету указаны. Вполне средние, кстати.
А вот приказ о зачислении второй волны все в том же РТУ МИРЭА, вполне реальные и баллы по каждому предмету, и итоговый проходной:
Для сравнения - на моем факультете проходной балл на ту "Компьютерную безопасность" в 2020-м получился 235. Вот так выглядела наша вторая волна:
Хотите гуманитарные направления? Пожалуйста: СПбГУ. Набрать 269 по сумме трех ЕГЭ и доп.баллов - тоже вполне реально.
Более того, многие вузы не смогли выполнить план приема и были вынуждены объявлять и проводить доп.набор. А на предстоящий год число бюджетных мест существенно увеличено:
Всего на 2021/22 учебный год для абитуриентов будет доступно 542,7 тысячи бюджетных мест, причем почти 34 тысячи из них - тоже дополнительные, выделенные во исполнение послания президента от 15 января 2020 года.
Источник: Российская газета
Не уверена, кстати, насчет 18% для будущих ИТ-шников: на мой факультет, например, мест будет больше на 24% (было 120, станет 149). По расчетам и прогнозам, это приведет к снижению проходных баллов (подробности и расчеты - вот в этой статье: Прогноз проходных баллов на 2021 год приёма: число бюджетных мест стало больше, какие будут баллы?).
Вывод, собственно говоря, один: не число мест нужно увеличивать, а выбирать вуз, в который сможешь поступить и, что еще важнее, сможешь там учиться.
👉 ЗДЕСЬ можно задать вопросы о поступлении
👉 ЗДЕСЬ можно поделиться опытом поступления
👉 ЗДЕСЬ можно почитать истории других о поступлении и их советы будущим абитуриентам