Найти в Дзене
Retail 2020

Российский ритейл подсел на инновации

«Московский комсомолец» совместно с предпринимателем Сергеем Ломакиным рассказал о развитии инновационных технологий в сфере ритейла.

Торговая сеть “Азбука вкуса” приобрела за 33 млн рублей 4% акций британского биотехнологического стартапа российского происхождения Biolink.Tech. Благодаря этому ритейлер стал совладельцем сервиса Otri, который на основе анализа крови составляет персональные рекомендации по питанию. Нейросеть-диетолог принимает во внимание до 15 биохимических маркеров, а также учитывает возраст, образ жизни человека и другие параметры, что позволит покупать продукты и готовые блюда, соответствующие разработанной диете.

Ритейлер заявляет о старте экспансии в только появляющуюся на рынке нишу и ожидает, что средний чек покупки в приложении будет от трех до пяти тысяч рублей.

СЕРГЕЙ ЛОМАКИН, ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
СЕРГЕЙ ЛОМАКИН, ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Все грани стерты

“Сотрудничество лидеров розничного рынка с высокотехнологичными компаниями становится все более интенсивным. В 2020 году “Магнит” вместе со “Сколково” запустили акселератор MGNTech - в поисках решений для офлайн-точек продаж и развития онлайн-сервисов. X5 Retail Group, Hoff, «Билайн», «М.Видео-Эльдорадо» в начале 2020 года объединились в альянс по поиску и внедрению инноваций RITA. Таких примеров мы будем видеть все больше”, - уверен сооснователь торговой сети Fix Price Сергей Ломакин.

По его мнению, пандемия показала, что традиционный ритейл находится под угрозой. Исходит она не столько со стороны электронной коммерции: большинство компаний с разной степенью успешности справились с этим вызовом - самостоятельно или в партнерстве с другими бизнесами запустили сервисы удаленного заказа и доставки. Главным источником беспокойства становится то, что стираются отраслевые грани.

Потребитель, особенно это заметно в больших городах, легко переключается с покупки в универсаме на онлайн-заказ, причем заказать он может набор продуктов у привычного ритейлера или воспользоваться сервисом, доставляющим ингредиенты для самостоятельного приготовления конкретных блюд (DIY-сегмент растет во всех категориях, будь то товары для самостоятельного создания вертикальной фермы на балконе или краски и холст для художественных экспериментов). Кроме того, к его услугам доставка деликатесов из известных ресторанов или эконом-меню “темных кухонь”.

“Фактически речь идет о переделе рынка еды, который в России оценивается в 18 трлн рублей. За него сегодня борются ритейлеры, представители общепита и самое главное - ИТ-экосистемы, созданные “Яндекс” или Сбербанком в партнерстве с Mail.ru Group. Борьба за потребителя вышла на технологический уровень, поэтому торговые сети уже не просто интересуются инновациями - они входят в капитал высокотехнологичных стартапов, начиная создавать свои экосистемы, смысл которых бесшовное удовлетворение потребностей клиента”, - подчеркивает Сергей Ломакин.

Магазин как машина времени

Очевидно, что ритейл одна из самых инновационно емких отраслей. Многие эксперты сходятся во мнении, что именно во время коронавируса ритйелеры оказались в машине времени, которая перенесла бизнес вместе с потребителями минимуму на пять лет вперед.

В период пандемии ритейл начал наращивать инновационный портфель в первую очередь за счет решений, увеличивающих безопасность сотрудников и покупателей.

“Вряд ли можно считать большой инновацией пластиковые экраны, которые появились на терминалах оплаты в большинстве магазинов, но точно к новым решениям можно отнести алерт-системы, работающие на основе видеоаналитики. Они позволяют увидеть, соблюдаются ли в торговых залах нормы дистанцирования. Робот-дезинфектор, обеззараживающее излучение над стеллажами с продуктами, самодезинфицирующиеся корзины и тележки, дроны-доставщики, системы распознавания лиц, развитие мобильных приложений с развлекательным контентом - приметы карантинного времени, которые останутся с нами и после пандемии”, - рассказывает Сергей Ломакин.

О спикере: https://lomakinsergei.ru/