Наверное, со школьных лет все знают и помнят трогательную историю о судьбе древнерусского князя Олега и его любимого коня. В мое время усеченная версия этого стихотворения была обязательна к заучиванию наизусть классе так в четвертом или в пятом, не знаю, как сейчас. Для тех же, кто забыл хрестоматийный текст А.С. Пушкина, ССЫЛКА.
Для Владимира Высоцкого Пушкин значил очень много. Даже на письменном столе Высоцкого мы можем видеть посмертную маску "нашего всего". Как писала Марина Влади, "он — твой кумир, в нем соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать".
Тем не менее, а может, и благодаря этому, упражнялся в травестии Высоцкий именно на стихах Пушкина.
Травестия - в литературоведении так называют жанр классической поэзии, в котором возвышенный сюжет преподносится в комическом виде. От классической пародии травестия отличается тем, что в первом случае комический сюжет облекается в серьёзную форму повествования. Во втором же – наоборот, торжественное содержание выражается посредством неподходящих для этого комических средств и «низкого» бытового языка. Таким образом, главный признак травестии – противоречие между «высоким» предметом и приземлённым стилем изображения.
И, как мне кажется, у Высоцкого неплохо получилось. Оставив стихотворный размер и строфику баллады в неприкосновенности, автор обыграл сюжет в полном соответствии с современными реалиями. Если Пушкин следуя традиции, описывает властного могущественного колдуна, к словам которого прислушиваются все, от простого воина до великого князя (посмотрите хотя бы на иллюстрацию В. Васнецова), то у Высоцкого судьба прорицателей незавидна. Да и сами они не выглядят впечатляюще:
Ну только собрался идти он «на вы» —
Отмщать неразумным хазарам,
Как вдруг прибежали седые волхвы,
К тому же разя перегаром, —
И говорят ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего.
И конечно же, пушкинский князь, воспитанный в языческих традициях, не смеет перечить волхву и усомниться в предсказании: Олег усмехнулся — однако чело // И взор омрачилися думой. // В молчаньи, рукой опершись на седло, // С коня он слезает, угрюмый; // И верного друга прощальной рукой // И гладит и треплет по шее крутой.
Но разве может современный человек представить себе, чтобы сильные мира сего покорялись каким-то прорицателям?
Ну, в общем, они не сносили голов, —
Шутить не могите с князьями! —
И долго дружина топтала волхвов
Своими гнедыми конями:
Ишь, говорят ни с того ни с сего,
Что примет он смерть от коня своего!
А вещий Олег свою линию гнул,
Да так, что никто и не пикнул.
В черновом варианте биография князя давалась даже подробнее:
[Потом в христианство людей загонял,
Даже никто и не пикнул.
И вспомнил Олег предсказание то –
И саркастически хмыкнул.
И в войнах, походах и пьянстве
Про предсказание он вспоминал
Как о простом хулиганстве].
Но закончилось все печально в обоих случаях:
Злая гадюка кусила его —
И принял он смерть от коня своего!
Варианты, черновики, полный текст песни ЗДЕСЬ
Песня написана в 1967 году. Предваряя её исполнение, Владимир Высоцкий говорил слушателям:
Это вольное переложение - да простит меня Александр Сергеевич. Ну я не для того, чтобы его ущемить, а просто с другой стороны немного. Я эту песню посвящаю прорицателям, предсказателям, ясновидцам и так далее. Вот. Они есть - мне так хочется думать.
(Гатчина, ядерный филиал (лаб.10) ФТИ им.Иоффе, 06.67)
...Каждый волхвов покарать норовит, —
А нет бы послушаться, правда?
Олег бы послушал — ещё один щит
Прибил бы к вратам Цареграда.
Волхвы-то сказали с того и с сего,
Что примет он смерть от коня своего!
В миницикле, посвященном предсказателям и ясновидцам, есть ещё одна песня, о вещей Кассандре, но об этом в другой раз.
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого"