Представьте, если бы вам предложили прийти в условный Макдональдс со своими продуктами и приготовить из них полноценный бургер, используя их плиты и печи на арендной основе. Или IT-компания пригласила вас к себе, чтобы вы, арендуя их розетку и стул, на своем ноутбуке сделали себе мобильное приложение. Макдональдсу не нужно было бы платить зарплату своим сотрудникам, а IT-шники просто сидели бы посмеиваясь и смотрели, как вы потеете в Java Script и Python, а после выставили бы вам счет за услуги электричества и аренду места. Не слишком заманчиво, правда?
Яндекс.Драйв VS Яндекс.Такси
С Яндекс.Драйвом это работает в другую сторону. Существует версия, что Яндекс.Такси освободили себя от тягот выплаты заработной платы водителям, создав Яндекс.Драйв, тем самым автоматизировав службу такси. Они стали тем самым Макдональдсом, сдающим печи в аренду. Только вместо печей «Драйв» предоставляет богатый автопарк, состоящий из автомобилей разных классов. Тут нам и относительно дешевые Поло и Рио, машины класса «чуть побогаче», типа Кашкая, и, конечно же, совсем жирные Мерседесы, Порше и Мустанги. Стоит вся эта прелесть соизмеримо с тарифами на такси соответствующего класса. Активные пользователи Яндекс.Драйва и каршеринга в целом возразят и скажут, что иногда взять машину в аренду поминутно будет гораздо выгоднее, чем вызвать такси и будут правы. Например, в час пик после работы выгоднее использовать Яндекс.Драйв, чем такси. В остальных случаях стоимость аренды автомобиля почти не отличается от стоимости заказа такси, а зачастую Яндекс.Драйв даже дешевле.
Обратная сторона медали
Но не все так просто. Двигаясь на арендованной у Яндекса машине, вы должны понимать, что несете ПОЛНУЮ ответственность за все, что происходит с автомобилем. Превышение скорости, поворот не на свою полосу – за все это вы заплатите штраф из своего кармана. А если пренебречь прочтением условий страхования КАСКО, то в случае аварии можно попасть на сумму в пределах 100000 рублей. Вот и съездили в Ашан за продуктами.
Да, все звучит вполне логично и справедливо. Сел за руль, накосячил – будь добр. Но в практике есть случаи, когда пользователям Яндекс.Драйва приходили штрафы за нарушения предыдущего водителя, а там уже попробуйте доказать, что это дело рук и ног предыдущего лихача. Или предположим, что после добросовестного пользования Яндекс.Драйвом, вы бережно оставили машину на парковке. Мимо нее случайно прошел индивид с опилками в голове и гвоздиком в кармане, которым он решил провести по корпусу автомобиля, после чего незамедлительно удалился. Не ваша проблема? Операторы Яндекс.Драйва так не считают, ведь следующий арендатор этого автомобиля по условиям пользовательского соглашения должен сфотографировать царапину перед началом поездки и отправить ее в службу поддержки, которая должна будет оштрафовать предыдущего водителя, которым, напомним, являетесь вы. Делимобиль, к которому тоже есть масса вопросов, смог защитить своих пользователей от ребят с гвоздями, позволив водителям отсылать фото автомобиля после завершения поездки. Мелочь, позволяющая не стать жертвой опилкоголовых.
Вишенкой на торте является то, что оставить машину Яндекс.Драйва можно только в специально отведенной для этого зоне, которая не всегда может совпадать с конечным пунктом вашего маршрута.
Исходя из всего вышеописанного, можно сказать, что Яндекс.Драйв – неплохая попытка автоматизировать службу такси, исключающая многие минусы, но и приобретающая новые недостатки. Кто-то скажет: «Внимательно прочел условия и аккуратно поехал, разве проблема?», а кто-то вызовет такси за чуть большую сумму и отправится в нужное место, не думая о штрафах, авариях и местах для парковки.
А на чьей стороне вы?