Найти в Дзене

Транспортная логистика нефти и нефтепродуктов

Логистика нефти представляет собой сложно выстроенную, многоуровневую систему сочетания технологий, процессов и организационно - управленческих методов по продвижению грузов. Транспортировка имеет решающее значение для распределения, доставки, оптовой и розничной продажи нефти и нефтепродуктов. Большая доля рынка транспортных услуг в части доставки нефти и нефтепродуктов приходится на трубопроводный транспорт.

В российском сегменте доля трубопроводного транспорта жидких углеводородов составляет 83% добываемой нефти и 30% произведенных в России нефтепродуктов. При этом известными проблемами логистической схемы развития системы распределения потоков являются отсутствие в некоторых регионах магистральных нефтепродуктопроводов, необходимых для подключения имеющихся нефтеперерабатывающих заводов к трубопроводной системе, недостаточная пропускная способность действующих нефтепродуктопроводов, значительная стоимость и продолжительность работ по проектированию и строительству нефтепродуктопроводов.

При всем этом, модель рынка монополистической конкуренции в трубопроводной инфраструктуре российского сегмента нефтяной отрасли, удачно дополняемая системой альтернативных способов перевозки нефти и её производных морским, железнодорожным и автомобильным транспортом, демонстрирует достигнутые в организации распределения потоков энергоресурсов успехи.

Повышение эффективности транспортировки углеводородного сырья может быть достигнуто за счет снижения финансовых, трудовых, производственных и экологических издержек, что усиливает значимость современной логистики в условиях геополитических трансформаций и повышения конкуренции. Возникает необходимость разработки и внедрения отечественных инновационных технологий, реализуемых в рамках политики импортозамещения и глобальной ориентации на устойчивое развитие экономики страны.

Сочетание видов транспорта обусловлено фазами, функциями и процессами, протекающими в отрасли. Железнодорожная логистика, автомобильные и морские перевозки имеют свои плюсы и минусы, однако особое значение для сектора имеет функционирование системы трубопроводов, магистральных, местных, внутренних, линейных и транзитных, обеспечивающих функцию доставки энергоресурсов от мест добычи и производства до конечных потребителей.

В условиях инновационного развития нефтяной отрасли в сфере логистики важно использовать инновации по маршрутизации, автоматизации процессов организации и управления, оценке и устранению рисков, минимизации затрат физического труда, сокращению потерь нефти и нефтепродуктов.

Учет эффективности и рискованности транспортировки нефти и нефтепродуктов целесообразно дифференцировать по стоимости логистических решений, используя аппарат оценки приемлемости решения с учетом многомерных рисков.