Найти тему
Satdata

ТБ-4: гигантомания тридцатых годов - самолеты становились все огромней и огромней

ТБ-4
ТБ-4

Советские вожди никогда не признавали разные там капиталистические теории о методах ведения войны и характере войны будущего. Но при этом многие элементы этих теорий применялись и причем очень хорошо. Одной из них стала теория генерала Дуэ (Италия) который фокусировал любую будущую войну на применении авиации. Причем не столько фронтовой, а армад стратегических дальних бомбардировщиков, которые сокрушают не только вражеские армии, но и разрушают целые города и экономические районы. Ну а потом уже на белом коне в поверженную страну въезжает победитель.

Соответственно в СССР успехов в проектировании и постройке дальних тяжелых бомбардировщиков добился Туполев. Получив видимо немалые средства и ресурсы, Туполев со своим КБ выпустил подряд ТБ-1, ТБ-3. Последний стал вроде большой удачи начала тридцатых годов и показал всему миру что Россия теперь обладает этими самыми армадами бомберов и может противостоять практически любой (по крайней мерее европейской) стране. Но аппетит приходит во время еды. Следующим на очередь стал ТБ-4, а за ним уже виделись заказы на еще более гигантские исполины. ВВС выдвигали требования - пусть и не очень высокая скорость (истребители тогда тоже особо быстро не летали), зато масса бомбовой нагрузки должна быть 10 тонн и даже более - дл 25 тонн (!!!).

Вообще, сам факт конструирования и производства таких машин в любой стране, а тем более СССР, поражал современников. Колеса некоторых гигантов сами были с двухэтажный дом. А то что самолет таких размеров и нагрузки мог летать и выполнять боевые задания - фантастика вдвойне.

Правда, ТБ-4 в итоге не выполнил большинство требований заказчика, и затем проект был остановлен, и Туполев занялся новым гигантом. Хотя ТБ-4 набирал расчетные 2000 м за полчаса (!), зато 11 тонн бомб мог нести, хотя и со скоростью менее 200 км в час...

Тем не менее многие конструктивные вещи затем применялись в других самолетах, а сама идея сделать все пространство вокруг самолета простреливаемым оборонительным вооружением опережало будущие "летающие крепости" лет на десять.

Тем не менее опытный образец так и остался единственным и в 1933-м окончательно прикрыли эту идею. Часть агрегатов со второго образца передали на достройку знаменитого "Максима Горького"...

Интересно, что "обжегшись" на супергигантах начала тридцатых, наши ВВС уже не возвращались к этой идее даже в разумных рамках, и войну встретили с несколькими десятками ПЕ-8, вот и вся стратегическая авиация СССР на тот момент..

ТБ-4 - все фото статьи взяты из открытых источников
ТБ-4 - все фото статьи взяты из открытых источников

Технические характеристики:

Тип двигателя  6 ПД М-34
Мощность, л.с.  6 х 830
Максимальная скорость , км/ч   у земли  200  на высоте  188
Практическая дальность, км  2000
Боевой радиус действия, км  1000
Скороподъемность, м/мин  81
Практический потолок, м  2750
Экипаж, чел  12
Вооружение:  две 20-мм пушки, до десяти 7.62-мм пулеметов
10000-11000 кг бомб

О другом бомбардировщике, тоже не состоявшимся проекте - смотрите здесь.

А о спутниковой связи читайте тут.

Всем удачи и мирного неба!