Найти в Дзене

Как был устроен императорский двор при Елизавете Петровне?

Хотите разобраться, как был устроен двор «веселой царицы» Елизаветы Петровны? Какие должности существовали при дворе и для чего они были нужны? Эта статья поможет все разложить по своим местам.

Мы говорим именно о елизаветинском дворе, ибо при каждом императоре что-то менялось в деталях. Хотя общая картина сохранялась и в XIX, и в начале XX века…

Евгений Лансере. Елизавета Петровна в Царском селе
Евгений Лансере. Елизавета Петровна в Царском селе

Обер-гофмейстер формально возглавлял императорский двор, председательствовал на церемониях (II класс Табели о рангах, соответствует генерал-аншефу). Однако эта должность играла, в основном, представительскую роль: почета много, власти нет. Заместителями были два гофмейстера в III классе («генерал-лейтенант»).

Обер-гофмаршал (это чин II класса) решал все основные финансовые, кадровые и организационные вопросы и был в реальности самым влиятельным человеком при дворе. Его заместителями были два гофмаршала (III класс).

Обер-егермейстер (II класс) руководил царской охотой. Его заместителем был один егермейстер (III класс).

Обер-шталмейстер (чин III класса) руководил императорскими конюшнями, его замещали два шталмейстера.

Обер-церемониймейстер (IV класс, «генерал-майор») был распорядителем придворных церемоний, его замещали два церемониймейстера (V класс, «бригадир»).

Обер-шенк (V класс) был старшим виночерпием двора и отвечал также за сервировку столов, ему подчинялось множество младших придворных служителей.

Валентин Серов. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте
Валентин Серов. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте

Большая часть знатных придворных – это камергеры и камер-юнкеры, которые не имели специальных обязанностей. Они попеременно дежурили при императорской особе и выполняли различные поручения монарха.

Камергеры (как правило, уже зрелые люди) носили особый камергерский ключ, который символизировал их право доступа в монаршие покои. Это чин IV класса. Придворный штат включал 8 камергеров, но на практике их было гораздо больше.

Камер-юнкеры (V класс) – это, как правило, молодые аристократы. Придворный штат включал 7 камер-юнкеров, на практике их было больше.

Таковы были чины старших придворных служителей, значительная часть жизни которых проходила рядом с особой императрицы.

Можно прибавить еще одну должность – маленькую, но весьма перспективную.

Несколько десятков камер-пажей – это юные аристократы, которые обучались при дворе, прислуживали императрице и придворным, выполняли их мелкие поручения.

Прижизненный портрет Елизаветы Петровны. 1757 г.
Прижизненный портрет Елизаветы Петровны. 1757 г.

Все, что мы перечислили до сих пор – это лишь верхушка айсберга.

Младшие придворные служители – это «обслуживающий персонал» (несколько сот человек). Они были лицом двора, одевались в придворные мундиры, регулярно видели императрицу, но были, в основном, неблагородного происхождения и в небольших чинах. Об их должностях и обязанностях можно писать отдельную статью.

Низшие придворные служители не имели чинов и мундиров, не были вхожи в царские покои. Это огромная толпа поваров, портных, писцов, плотников, конюхов, уборщиков, чернорабочих…

«А как же девицы и дамы?», спросите вы. И будете правы! До сих пор мы говорили только о мужской части двора. Женская его половина – совершенно независима, и о ней следует рассказать особо.

Коронационное платье Елизаветы Петровны
Коронационное платье Елизаветы Петровны

Гофмейстерина руководила всеми придворными дамами.

Статс-дамы с портретами императрицы на груди были женами высших сановников и составляли старшую часть женского придворного штата.

Фрейлины с «шифром» императрицы (бриллиантовый вензель с ее именем) были незамужними аристократками и дежурили попеременно при монаршей особе.

Камер-юнфоры и камер-метхины – это императорские горничные, часто незнатного происхождения. Почету им было меньше, чем статс-дамам и фрейлинам, однако на практике влияние горничных при дворе было весьма велико.

Все мои статьи, связанные с Россией и XVIII веком, можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Государство – не я. Последние слова и смерть Людовика XIV

Пять спорных монархов в российской истории

«Имел я паки перетурку». Великий, могучий язык в XVIII веке