Многие исследователи Библии признают тот факт, что Ветхий Завет частично основывается на месопотамских легендах, адаптированных под библейскую мораль.
История про всемирный потом есть и у шумеров и у аккадцев. Только у шумеров место избранного Богом Ноя занимает Зиусудра, а у аккадцев — Атрахасис.
Сюжет во всех трех историях схож — бог или боги решают стереть с лица земли людей, наслав для этого потоп. Но при этом дают шанс на спасение одному человеку, позволяя взять ему, на построенный ковчег, семью и специально отобранных зверей и птиц.
Вот только причины в Библии и месопотамских легендах такой божественной жестокости разные.
В библейской версии (Быт 6:5, Быт 6:11-13), люди имели дурные помыслы, были растлены и постоянно совершали всякие злодеяния.
В шумерском варианте, из-за плохо сохранившейся таблички, на которую была нанесена поэма о потопе, нельзя точно назвать причины, только ясно, что это было твердое, непреложное решение двух богов — Ана и Энглия.
А вот в аккадском сказании об Атрахасисе, все просто и понятно - решения об уничтожении человечества было принято из-за шума, издаваемого людьми.
Энлинь собрал средь богов собранье,
Так говорит богам, сынам своим
"Шум человека меня донимает.
Людей не меньше их больше.
Гомон их меня беспокоит,
Спать невозможно в таком гаме.
Видимо, Атрахасис был самым тихим из людей, потому и выжил.