Найти в Дзене
Круто об искусстве

Триптих Оскара Кокошки "Прометей" (1950)

Левая панель триптиха
Левая панель триптиха

История о подвиге Прометея и его страданиях всегда привлекала внимание писателей и художников. Интерпретация этого мифа Кокошкой, наверное, самая неоднозначная и сложная.

Напомню вам миф: Прометей был сыном титана Иапета, двоюродным братом Зевса. Он украл огонь из мастерской Афины и Гефеста и дал его людям, вдобавок обучив их всем ремеслам. Зевс разгневался на Прометея и велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день к нему прилетал орел, который клевал его печень. Печень каждый день вырастала заново. И так был пока не пришел Геракл и не освободил его.

Традиционно принято отождествлять образ Прометея с героической борьбой за свободу, бросающего вызов титанам, с человеческим духом, восстающим против злой воли стихий.

Центральная часть триптиха
Центральная часть триптиха

У Кокошки ВСЕ ИНАЧЕ.

❗Художник абсолютно не испытывает симпатии к персонажу. Под кистью мастера Прометей предстает как СИМВОЛ ГОРДЫНИ, САМОНАДЕЯННОСТИ, СПОСОБНОЙ ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К ГИБЕЛИ.

Кокошка создал триптих для лондонского графа Антуана Сейлерна, известного искусствоведа. Оба были эмигрантами в Лондоне, покинув родную Австрию в 1930х годах. Оба были хорошо известными фигурами в мире искусства Вены.

Кокошка намеревался сделать эту работу публичным заявлением, и когда он убедил Сайлерна выставить ее на Венецианской биеннале 1952 года, то заявил, что ТРИПТИХ БЫЛ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ О ПОСЛЕДСТВИЯХ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВЫСОКОМЕРИЯ ЧЕЛОВЕКА".

Посмотрите КАК написана работа: это воистину ВЗРЫВ ФОРМЫ И ЦВЕТА с фигурами, движущимися через пустое пространство. Это БАРОЧНАЯ ФИЕРИЯ ФОРМ, ОБРАМЛЕННАЯ ТОПОРНЫМИ (как удары топора), НЕИСТОВЫМИ УДАРАМИ КИСТИ.

Правая панель триптиха
Правая панель триптиха

❗Опасности, с которыми сталкивается современная цивилизация символизируются фигурой Прометея, "чья самонадеянная природа заставила его украсть огонь, чтобы человек мог бросить вызов богам" (цитата Кокошки).

Кокошка опасался, что в культуре и обществе доминируют наука и технологии, угрожающие свободе и индивидуальности человечества. Такие опасения стали широко распространяться по мере развития холодной войны и гонки ядерных вооружений в 1950-х годах. Поэтому триптих можно рассматривать как пророчество того периода.

-4
-5
-6
-7
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм