Продолжение. Предыдущая статья здесь...
Итак, самая мощная 50-я армия наносила удар во второстепенном направлении, причем только частью своих сил. Более половины армии в наступлении не участвовало, скорее всего Ставка опасалась ее использовать, приберегая для защиты Брянска.
Самый важный стратегический удар должны были наносить довольно слабые и измотанные соединения: 3-я и 13-я армии. 3-я армия, согласно директиве Ставки, должна была наносить удар силами двух дивизий, усиленных танками. Ей ставилась самая важная задача – наступать на Стародуб, Новозыбков. Глубина наступления должна была быть более 100 км, при этом северный флаг был ничем не обеспечен. Одновременно она должна была совместно с 13-й «разгромить подвижную группировку противника в районе Стародуб, Новгород-Северский, Трубчевск. Для 3-й армии это совершенно разные направления: Стародуб на западе, Трубчевск на юге, Новгород-Северский еще дальше на юг, почти на дистанции 100 км. Причем у Гудериана здесь действовали разные части: на Трубчевск наступал 47-й моторизованный корпус, который выполнял вспомогательную задачу, а плацдарм у Новгород-Северского занимали части танковые дивизии 24-го моторизированного корпуса.
13-й армии ставилась задача наступать пятью дивизиями с танками на Железный Мост, Семеновку, и «совместно с 3-й армией уничтожить новгород-северскую группировку противника».
21-я армия должна была стойко обороняться на своем левом фланге и вести наступление правым флангом на Семеновку.
40-я армия, которая не входила в Брянский фронт и не учитывалась в составе сил, реально участвовала в сражении, закрывая брешь между 21-й и 13-й армиям, и обороняясь против немецких плацдармов на левом берегу Десны. Проблема 40-й армии была в том, что она не была развернута, вводилась в бой по частям, и эти части пытались атаковать противника сходу, «с колес», по мере выгрузки.
Таковы были планы советского наступления.
Трубчевское сражение
В реальности 30 августа четыре советские стрелковые дивизии (269, 282, 155, 307) ведущие наступление на Стародубском направлении, не выдержали встречного удара 47-го моторизованного корпуса и начали беспорядочный отход. Немецкие танковые дивизии повели наступление на Трубчевск, пытаясь зачистить западный берег Десны и обезопасить фланг всей танковой группы. Навстречу Еременко выдвинул подвижную группу генерала Ермакова, в которую входили 108-я танковая дивизия, 141-я танковая бригада, и 4-я кавалерийская дивизия (в состав которой тоже входили танковые части). Разгорелось многодневное и ожесточенное танковое сражение, в которой обе стороны понесли значительные потери, взаимно измотав друг друга. Ни одна из сторон в течении нескольких дней не смогла продвинуться. В тактическом смысле это оказалась ничья. Но дело в том, что настоящей целью Гудериана было прикрыть фланг основного наступления, а не оттеснить советские войска за Десну, и в этом смысле он свою задачу выполнил.
На Рославском направлении.
30 августа 43-я армия Резервного фронта начала наступление на Рославль. В первый же день советская 109-я танковая дивизия прорвала немецкую оборону, углубилась на 12 км и вышла к деревне Костыри – это треть расстояния до Рославля. На следующий день, 31 августа немцы перебросили к месту прорыва танковую и пехотные дивизии и ударами по флангам отсекли советскую танковую дивизию от основных сил фронта. В течении следующих нескольких дней дивизия была уничтожена. Основными своими силами в эти дни Резервный фронт штурмовал Ельнинский выступ.
«Гудериан злится на то, что не может продвинуться вперед, так как его атакуют слева и справа во фланги». Наступление советских войск глазами немецкого командования.
Посмотрим, как оценивали советский удар немцы. Цитаты я буду давать курсивом, кое где добавлять свои комментарии.
Гальдер, начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта, 29 августа, вечером:
Из танковой группы мне донесли, что ее флангу на западе более ничто не угрожает. На фронте группы Гудериана положение разрядилось.
Комментарий: «На фронте группы» - это он про результаты контрудара 47-го моторизированного корпуса по советским дивизиям.
Тот же Гальдер 31 августа: Утренняя обстановка определяется исключительно неблагоприятным положением на фронте группы Гудериана. Такое положение создалось потому, что Гудериан производил передвижения своих войск непосредственно перед фронтом противника параллельно ему и это привело к тому, что противник, естественно, атаковал его восточный фланг.
Комментарий: Это началось контрнаступление группы генерала Ермакова.
Гальдер: Кроме того, причиной такого положения является, что его части, продвинувшиеся далеко на восток, оторвались от войск 2-й армии, в результате чего образовалась брешь, которую противник и использовал, атаковав Гудериана также и с запада.
Комментарий: Это он про удар кавалерийской группы 21-й армии.
«В силу всего сказанного наступательная мощь южного крыла войск Гудериана настолько понизилась, что он лишился возможности продолжать наступление. Теперь он всех обвиняет и ругает и на всех жалуется. Помочь Гудериану могут только пехотные части, которые сменят вначале его 18-ю танковую дивизию, а позже и части расположенной южнее 17-й танковой дивизии»
Комментарий: Он пишет про две дивизии 47-го моторизированного корпуса, которые завязли во встречных танковых боях у Трубчевска.
Гальдер: "пехотные части также на левом фланге группы Вейхса закроют разрыв на фронте. Это продолжается уже несколько дней, и Гудериан, вынужденный остановиться, пожинает сейчас плоды своего ошибочного решения. Я считаю неверным, что нужно оказывать помощь Гудериану. Напротив, я полагаю необходимым оказать помощь именно 6-й армии, форсирующей Днепр, а потом ускоренно двигать вперед на Чернигов 2-ю армию и тем самым как можно быстрее достигнуть общей цели наступления".
Гальдер в 10.30 про телефонный разговор с фельдмаршалом фон Боком, непосредственным начальником Гудериана, командующим группой армий «Центр»:
«Обсудили вопрос о положении на фронте его группы армий. Он мне заявил, что полностью понимает тяжелое положение, сложившееся на фронте группы Гудериана, и поэтому хочет ему помочь выдвижением на юго-восток 45-й и 112-й пехотных дивизий. Во время разговора по телефону с фон Боком я получил сообщение от главкома о его намерении передать в подчинение Гудериану 35-й армейский корпус в составе 45-й и 293-й пехотных дивизий, чтобы у Гудериана была пехота…. Главком в конце концов согласился предоставить группе армий средства, позволяющие ей ликвидировать создавшееся напряженное положение».
Комментарий: Теперь уже и вышестоящее начальство озабоченно положением 2-й танковой группы.
Гальдер, в тот же день, позже: Разговор с Грейфейбергом. Информирую его, что ОКХ придает большое значение быстрейшему оказанию помощи Гудериану и принятию мер к тому, чтобы на фронт группы Гудериана с севера была направлена пехота, которая и примет на себя задачу прикрытия и обеспечения флангов.
Гальдер, опять 31 августа, в 14.30: "...снова разговор с фон Боком. Он мне сообщил, что личные отношения между Гудерианом и командованием группы армий все время обостряются. Гудериан взял неподобающий тон по отношению к фельдмаршалу фон Боку, который тот ни в коем случае не может терпеть, и, кроме того, Гудериан все время добивается решения многих вопросов, обращаясь через голову фон Бока непосредственно к фюреру. Это неслыханная наглость".
Гальдер, 1 сентября:" Войска Гудериана почти не продвинулись вперед. Однако противник несколько ослабил нажим на восточный фланг группы Гудериана".
Гальдер 2 сентября: "Положение 2-й армии и частей 2-й танковой группы, которые ведут бои вдоль Десны, исключительно неблагоприятное. 2-я армия распыляет силы, вместо того чтобы сосредоточить их для удара на Чернигов. 2-я танковая группа в ходе наступления через Десну своим левым флангом настолько вцепилась в противника, что ее наступление на юг приостановилось. Она даже была вынуждена оставить уже захваченные рубежи на южном берегу Десны".
Гудериан, про эти же события: 10-я мотодивизия достигла пункта севернее Короп, но в результате стремительной контратаки русских была отброшена обратно на противоположный берег; крупные силы противника наступали также и на ее правый фланг. Введением в бой последних сил — личного состава хлебопекарной роты — с большим трудом удалось избежать катастрофы на правом фланге.
Комментарий: Цитату, которую все очень любят приводить, но которую используют для иллюстрации обстановки на совершенно разных участках, и которую немного неправильно понимают. На самом деле упрямый Гудериан, несмотря на тяжелые бои на флангах, продолжал переводить свои части на левый берег Десны у Новгород-Северского, и одновременно пытался захватывать новые плацдармы южнее. Несмотря на кризис в обороне, и отсутствие достаточного количества пехотных частей, он продолжает готовить наступление на юг, и при этом серьезно рискует, все более и более распыляя силы. 10-я мотодивизия, оторванная от остальных сил, захватывает плацдарм у Короп, которой отбивает обратно 40-я армия. Одновременно где-то на другом берегу по правому флангу мотодивизии наносит удар 21-я армия, и этим ударом ставит ее в критическое положение.
Гальдер: Командующий группой армий (фельдмаршал фон Бок) докладывает о тяжелых потерях в личном составе. После того как 2-й танковой группе было передано все, что можно было вывести с других участков фронта, остались совершенно ничтожные резервы, 183-я пехотная дивизия передается в подчинение группы армий.
Гальдер, 2 сентября, вечером: Фюрер занимается … анализом никому не нужных боев группы Гудериана на восточном берегу Десны; По поводу [этого]я вел переговоры с главкомом и Кейтелем.
Комментарий: Теперь уже самое высокое начальство пытается потушить пожар.
Гальдер, 3 сентября: Наши части совершенно не двигаются у Десны, где обстановка в корне изменилась.
Гальдер, 4 сентября: Обстановка на фронте. Во время моего отсутствия вновь разыгрались страсти. Фюрера вывел из себя Гудериан, который никак не хочет расстаться со своим замыслом наступать на юг силами 47-го моторизованного корпуса восточнее Десны. В связи с этим отдается приказ о том, чтобы вернуть войска Гудериана на западный берег реки. Напряженные отношения сложились также между Гудерианом и фон Боком. Последний требует от главкома отдать приказ об отстранении Гудериана от командования танковой группой.
Таким образом, 4 сентября у немцев натуральный кризис. У них нет резервов, они неделю не могут сдвинутся вперед, вышестоящее начальство всерьез обеспокоенно судьбой танковой группы. Гудериану отдается приказ об оставлении плацдармов на Десне. 4 сентября и речи не идет об окружении Юго-Западного фронта. Немцы скорее решают, возможно ли ее спасти. Даже разрозненные удары Брянского фронта поставили немцев на край пропасти. До киевской катастрофы оставалось 11 дней.
Продолжение следует.
Цикл статей "Можно ли было избежать Киевской катастрофы?"
Начало: Можно ли было избежать Киевской катастрофы? Вариант Жукова.
Первые дни немецкого наступления
Можно ли было избежать Киевской катастрофы? Трудности нарастают.
Предыдущий цикл статей:
О чем стоило подумать Начальнику Генштаба.
А спасал ли Жуков фронт от разгрома? Проверка фактов, изложенных в докладе.