Найти тему
Павел Машкин

Избежать Киевской катастрофы. Вариант Жукова, как возможная альтернатива

Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» много-много раз повторяет: «Нет, альтернативы не было. Надо было отводить войска». Никакого анализа он не проводит, никаких других вариантов не рассматривает.

В качестве полумер (после того как сдачу Киева Сталин отверг) Жуков предлагает: «по возможности быстрее создать крупную группировку наших войск в районе Глухов—Чернигов—Конотоп, чтобы ее силами нанести удар во фланг противника, как только он станет приводить в исполнение свой замысел. В состав ударной группировки необходимо включить 10—11 стрелковых дивизий, 3—4 кавалерийские дивизии, не менее тысячи танков и 400—500 самолетов».

Предложение Жукова по срыву немецкого наступления
Предложение Жукова по срыву немецкого наступления

Судя по расположению, очевидно, что это против 2-й танковой группы Гудериана. Особенно хорошо звучит «не менее тысячи танков». В каждой немецкой танковой группе на начало войны было меньше тысячи танков. Собирая в кулак тысячу танков через два месяца после начала войны можно было рассчитывать разнести противника в пух и прах, или, по крайней мере, нанести ему серьёзный урон.

Можно, кстати, заметить, что тысяча танков это не только сила, но еще и большое обременение. Их нужно заправлять, обслуживать, экипажи нужно кормить и т.д., Их наличие влечет большие транспортные перевозки. Крупные танковые соединения нужно рационально использовать, иначе они могут сожрать ресурсов больше, чем дать результата.

Итак, по Жукову выходит, что вариантов не было. А я вот считаю, что альтернатива всегда существует. Поставим себя на место начальника Генштаба, подумаем, что можно было бы сделать по-другому?

Начнем с анализа обстановки.

Описание событий (см. карту)

За семь дней, прошедших между «докладом 29 июля» и шестым августа, обстановка на центральном участке фронта кардинально переменилась.

2 августа Гудериан внезапным ударом взял узловой центр Рославль южнее Смоленска. Между Рославлем и Смоленском оказались окружены и погибли три советских дивизии.

8-10 августа немцами были заняты поселки Сеща, Дубровка, и они оказались в 70 км от Брянска.

17 августа немцы взяли узловую станцию Унеча, перехватили линию Гомель-Брянск и перерезали пути сообщения на Гомель.

19 августа пал Гомель.

Линия фронта на 8 августа и дальнейшие перемещения войск, ж.д. линии снабжения
Линия фронта на 8 августа и дальнейшие перемещения войск, ж.д. линии снабжения

Анализ обстановки между 8 и 20 августа 1941 г.

8 августа Гудериан оказался в 70 километрах от Брянска – крупнейшего железнодорожного узла, в котором сходится 6 направлений и через который шла львиная доля сообщений с Киевом, Юго-Западным и Центральным фронтами. В этот момент у него было три варианта действий: наступление на Москву, удар на Брянск и разворот в обратную сторону на Гомель. Линия снабжения у него одна: Смоленск- Рославль, все линии западнее Рославля пока еще перехвачены советскими войсками.

Первый вариант: Наступление на Москву. К этому варианту склонялся сам Гудериан, хотя он же является наиболее авантюрным. Направление на Москву прикрывают две армии Резервного фронта: 24-я амия севернее Ельни и 43-я армия южнее. При этом у 2-й танковой группы остается одна линия снабжения в Рославле, которую легко перерезать ударом от Брянска, а подвезти войска в Брянск советская Ставка может довольно быстро. И вообще одна длинная растянутая коммуникация, проходящая вдоль фронта, легко может быть перехвачена, и… немцы оказываются в окружении.

Схема действий по первому варианту
Схема действий по первому варианту

Второй вариант: Удар на Брянск в случае успеха создает огромные проблемы для советской стороны. Выбивается огромный транспортный узел, вполовину нарушается связь с Киевом, с Юго-Западным и Центральным фронтами. Потеря Брянска – это колоссальная опасность! Дистанция до него 70 километров, всего 2-3 дня пути для немецких танков. Гудериан хотел «наступать на Москву или хотя бы на Брянск». Советская Ставка безусловно осознала проблему, для защиты Брянска была срочно создана мощная 50-я армия. При этом варианте у Гудериана остается одна, сравнительно короткая линия снабжения Смоленск- Рославль, которая, однако уязвима для удара с востока. Если советская 43-я армия берет Рославль, ударная группировка немцев под Брянском оказывается отрезана.

Схема действий по второму варианту
Схема действий по второму варианту

Третий вариант: Поворот на запад, на Гомель. Это направление защищает Центральный фронт, точнее слабые и потрепанные советские 13-я и 21-я армии, (особенно в плохом состоянии была 13-я). Для немцев это самый безопасный ход. В случае успеха они получают целую железнодорожную сеть из двух широтных и двух меридиональных линий. Именно это вариант выбирает немецкое командование и отдает категорический приказ Гудериану. (Гудериан ворчит: «Наступление на запад это все равно что отступление»).

Схема действий по третьему варианту.
Схема действий по третьему варианту.

Что должно было предпринять советское командование? 8 августа, оно, разумеется, еще не понимало планов действий вермахта, потому что немцы еще сами не приняли решение. Очевидно, что ближайшая, непосредственная и большая опасность, это их удар по Брянску. Необходимо его прикрыть. В качестве ответа формируется 50-я армия.

Немцы начинают движение на запад. Как только советское командование это осознало, ему сразу же должно было стать очевидно, что Ельнинский выступ перестал быть каким-либо плацдармом. Его штурм окончательно потерял всякий смысл. При этом очевидно, что появляется возможность и необходимость удара на Рославль, с двух сторон, с востока 43-й армией, и со стороны Брянска 50-й армией. Удар в тыл вряд ли бы понравился немецкой танковой группе. Немцы штурмуют узловую станцию Унечу, от Рославля это 120 км по прямой. Немцы берут Унечу, получают еще одну линию снабжения, но одновременно теряют Рославль и вместе с ним линию Смоленск- Рославль-Брянск. Вроде бы ничья. При этом сам Рославль можно было бы и не брать, достаточно было перехватить саму линию.
От Унечи до Брянска, Гомеля, Рославля и Кричева (это всё узловые станции) примерно одинаковое расстояние, около 120 километров. Что делать немцам? Наступать на Гомель, рискуя потерять Кричев и последнюю линию снабжения? Возвращаться обратно на Рославль? Наступление на Брянск становится для них совсем невозможным.

Унеча и ближайшие узловые станции
Унеча и ближайшие узловые станции

Что же получилось на самом деле?

Советский Резервный фронт в середине августа двумя армиями сначала безуспешно штурмовал Ельнинский выступ, а потом накапливал резервы для следующего штурма. Рославль остался без какого-либо давления: немцы имитировали наступление в сторону Брянска, 43-я армия никакого наступления на Рославль не предприняла, хотя ей до города и до ж.д линии было всего около 30 км.

Немцы безнаказанно разгромили 13-ю армию, окружили четыре дивизии 21-й армии, заняли Гомель, все узловые станции и получили в распоряжение две широтных и три меридиальных железнодорожных линии, т.е. целую железнодорожную сеть.

20 августа они почти полностью контролировали линию Гомель-Брянск. Их положение стало значительно прочнее, чем две недели ранее. Появился реальный плацдарм для удара и на Брянск и на юг. Возникли предпосылки для выхода в тыл Юго-Западного фронта.

Жуков в это время командовал Резервным фронтом. Если бы он был реально озабочен судьбой Киева и Юго-западного фронта, он мог бы легко повлиять на развитие событий, просто перенаправив удар подчинённых ему армий на Рославль, вместо того, чтобы «срезать» совершенно ненужный выступ.

Продолжение следует.

Начало цикла:
О чем стоило подумать начальнику Генштаба: в чем главная проблема?

А нужно ли срезать выступ? Ресурсный подход к планированию операций

О чем стоило подумать Генштабу: железные дороги.

О чем стоило подумать Генштабу: железные дороги -2

Эта статья: Можно ли было избежать Киевской катастрофы? Вариант Жукова

Продолжение следует

С чего все началось - Предыдущий цикл:

А спасал ли Жуков фронт от разгрома. Проверка фактов, изложенных в докладе.