Продолжение.
С 20 по 24 августа на Центральном фронте возникла оперативная пауза. Немцы решали, что делать, обдумывали направления ударов и готовились к наступлению. Сделаю паузу и я. И снова вернусь к мемуарам Жукова «Воспоминания и размышления», главе двенадцатой, «Ликвидация Ельнинского выступа противника». Георгия Константиновича, по его словам, 29 июля сняли с поста начальника Генштаба за то, что он хотел спасти от окружения Юго-западный фронт. Он за полтора месяца предвидел поворот немцев на юг и был этим очень обеспокоен. С 1 августа он командует Резервным фронтом. При этом, как он пишет, он постоянно обменивается со Ставкой телеграммами о судьбе киевской группировки. Он советует Ставке направить в Чернигов и Конотоп «10—11 стрелковых дивизий, 3—4 кавалерийские дивизии, не менее тысячи танков и 400—500 самолетов», т.е. практически целую новую армию. Он снова возвращается к этому вопросу и снова советует Сталину сдать Киев и отвести войска.
«Мучительные опасения за судьбу Центрального и Юго-Западного фронтов меня не покидали...», - это прямые слова Жукова.
И вот 8 августа немцы начинают предсказанный им поворот на юг. 2-я танковая группа поворачивается к нему тылом и отдаляется более чем на 100 км. От переднего края подчиненному ему Резервного фронта до важнейшей стратегической станции Рославль всего 30 км. Взяв Рославль, одним ударом он разом может снять угрозу и Киеву, и Брянску. Он может поставить под угрозу окружения всю 2-ю танковую группу.
21-я армия устойчиво обороняла Гомель, пока у нее на фланге не появился Гудериан. Удар по Рославлю может спасти и Гомель. Можно было бы заставить метаться танковую группировку немцев в квадрате 200 км, и пускай бы они тратили время и сжигали моторесурс.
Еще западнее Гомеля советская 3-я армия обороняет Мозырский укрепрайон, и держит важнейшую железную дорогу Брест- Брянск. 3-я армия отступила на юг только после потери Гомеля. Т.е. удар на Рославль спасает и ее.
И что делает Жуков, который, по его словам, планы немцев видел насквозь, лишь взглянув на карту? В направлении Рославля – ничего. Подчиненные ему армии пытаются «срезать Ельнинский выступ». Когда танки Гудериана в ожесточенных боях штурмуют важнейшую станцию Унечу, в это время районе Ельни «…войска Резервного фронта частью сил перешли в наступление, добились некоторых территориальных успехов и нанесли врагу ощутимые потери». «Бои под Ельней дали нашим войскам много полезного и поучительного для правильного понимания оборонительной тактики врага», - меланхолически отмечает Георгий Константинович.
Меньше трех недель назад он был Начальником Генштаба. Он остается членом Ставки, к нему поступает вся информация. Он разговаривает по телефону с новым начальником Генштаба Шапошниковым. Он дает Сталину и Шапошникову советы, куда направлять подкрепления в размере целой армии. Ну вот же, можно одним ударом решить массу проблем, снять угрозу с Юго-Западного и Центрального фронтов. Он же гениальный стратег! Но Г. Жуков этот удар не наносит.
Занятие Рославля отсекает все немецкие части между ним и Брянском. Дальнейшее движение на Кричев может поставить под угрозу полного окружения всю танковую группировку Гудериана. Ход войны мог изменится.
Конечно, не было никакой гарантии, что удар на Рославль получился бы успешным. Но ведь попытки даже не было. Резервный фронт штурмовал совершенно бессмысленный выступ. А Жуков все думал о судьбе соседних фронтов: «Несмотря на всю остроту боевых событий в районе Ельни и большую занятость в связи с подготовкой предстоящей здесь наступательной операции, я все время мысленно возвращался к разговору, который произошел у меня в Ставке с И. В. Сталиным 29 июля. Правильный ли стратегический прогноз мы сделали тогда в Генштабе?»
Лирическое отступление.
На мою статью «А спасал ли Жуков фронт от разгрома. Проверка фактов, изложенных в докладе» поступило довольно много коротких злобных комментариев в стиле: «А кто ты такой, чтобы писать о Жукове? Он великий спаситель Родины, а ты диванный стратег».
Авторы такого рода комментариев считают, что думать не надо, за нас давно все придумано. А на Жукова можно только молиться. Все что он сделал, то и хорошо.
Другие комментарии обвинили меня, что я своими нападками обгадил светлый облик стратегического гения. Но это же стратегический гений утверждает в докладе Верховному Главнокомандующему, что немцы на Центральном участке выдохлись, и не способны к наступлению, а в реальности они переходят в наступление через два дня. Это же он говорит членам Ставки, что немцы на Украине близки к Днепру, а в реальности до Днепра им еще 200 км. Это же он сообщает, что видит планы немцев насквозь, и при этом войска под его руководством попадают в окружение. И вообще, практически все, что он сообщает, не имеет никакого отношения к действительности. Так что все претензии к нему, я лишь показал, в каких местах он говорит неправду. Может он и гениальный полководец, но в мемуарах врет безбожно.
Некоторые из комментаторов защищают его, что за давностью лет он мог перепутать даты, и что-то забыть. Вообще-то 29 июля его уволили с должности Начальника Генерального штаба, одного из высших постов в армии. Друзья мои, уверен, что все, кого когда-нибудь увольняли с работы, даже не со столь больших должностей, отлично помнят, как, за что, и при каких обстоятельствах это происходило. С подробностями. Такое забыть невозможно.
Да, еще поступило примерно сорок одинаковых комментариев от разных людей: «Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны». Спасибо, друзья, за оригинальное замечание, я постараюсь его запомнить.
Но большинство читателей лайкнули ту статью и выразили поддержку в комментариях. Всем большое спасибо. Это действительно очень важно, потому что кроме адекватных людей в комментариях отметилось множество реально сумасшедших.
Двигаемся дальше. Продолжаю размышлять, можно ли было избежать катастрофы Юго-Западного фронта, и если да, то как это можно было сделать.
Другие статьи цикла:
Начало: О чем следовало подумать начальнику Генштаба: В чем главная проблема?
А нужно ли срезать выступ? Ресурсный подход к планированию операций.
О чем стоило подумать Генштабу: железные дороги.
О чем стоило подумать Генштабу: железные дороги -2
Эта статья: Можно ли было избежать Киевской катастрофы? Второй вариант Жукова.
Продолжение следует...
Смежный цикл статей:
А спасал ли Жуков фронт от разгрома. Проверка фактов, изложенных в докладе.