Cary Audio Design CAD-805 - мощные ламповые однотактные усилители производства США. Стоимость на данный момент (сентябрь 2020 года) 1.324.686 руб за 1 штуку. Моноблоки до 25 Вт на канал работают в классе А1 и далее переходят в класс А2 (режим с сеточным током) и развивают до 50 Вт на нагрузку 8 Ом, что является просто огромной выходной мощностью для однотактного усилителя. Выпускаются с середины 90-х годов и по сей день.
Технические параметры по данным производителя:
Выглядят солидно: прочные стальные корпуса, с алюминиевой передней панелью в палец толщиной, гармонично расположенные кожухи огромных трансформаторов (питающий и выходной), торчащие наружу большие банки высоковольтных электролитов (4 шт. 1500 мкФ\450В), магически светящиеся лампы и красивые ручки, украшенные гранеными зелеными "камешками" неизвестного происхождения. Похоже на "Индийский изумруд" - обработанное в трущобах Мумбая зеленое бутылочное стекло:).
На входе каждого моноблока работают по две лампы 6SN7:
В качестве драйвера использована 300В:
На выходе у данных экземпляров была установлена 845-я лампа:
Однако может иметь место как 845-я, так и 211-я лампа, для чего есть соответствующий переключатель (с "изумрудиком") с левой стороны:
Тумблер справа, включает питание усилителя, тумблер слева - накал ламп. Самая интересная ручка находится справа, подписанная, как Feedback Level - это потенциометр с встроенным выключателем, который в крайнем левом положении выключен и отрицательная обратная связь (ООС) не работает. После щелчка вправо ООС включается и можно увеличивать ее глубину от 0 дБ до 10 дБ. Как это влияет на слух расскажу чуть ниже по тексту.
В каждом моноблоке есть еще по одной индикаторной лампе зеленого свечения - 1629 “Cat Eye” (кошачий глаз), которые призваны как-то индицировать выходную мощность, но сделано это явно больше для красоты, потому как ориентироваться по бегающему зеленому сектору достаточно проблематично, как мне показалось.
Моноблоки Cary Audio Design CAD-805 имеют по три пары выходных клемм - для подключения акустики с импедансом 4Ом, 8 Ом и 16 Ом.
На тыловой панели еще находятся сетевой разъем, вход RCA, пара предохранительных колодок, разъем под джек 6 мм и регулятор для подключения прибора и настройки тока покоя, а также регулятор яркости индикаторной лампы.
В принципе, это все, что можно рассмотреть и понять, не вскрывая корпус.
Но мне же их не просто так приволокли, эти две бандуры весом более 36 кг каждая:). Они гудят, причем сильно. Мало того, когда человек поставил моноблок на бок (хотел понять, откуда гул идет), то там еще что-то и посыпалось внутри - испугался, больше не включал, и очень правильно сделал, потому как вскрытие повергло меня в культурный шок, сопровождающийся чувством ужаса! Для пущей страсти скажу, что на аноде 845-й лампы очень высокое напряжение - в данных усилителях оно в районе 870 Вольт, что является не просто опасным для жизни напряжением, а очень опасным!
Поэтому, когда я открыл нижнюю крышку и увидел навесной монтаж высоковольтных элементов на клипсах с двухстороннем скотчем, многие из которых уже отлетели и висели на проводах, то впал в ступор - в принципе, от него могло убить.
Как это выглядело, можно глянуть на фото:
В принципе, отвалились от корпуса, или были на грани этого, почти все клипсы крепления навесного монтажа с двухсторонним скотчем, что неудивительно - внутренняя поверхность шасси усилителя шершавая и крашеная, к такой трудно что-либо прилепить навечно, тем более, что температура корпуса сильно повышается во время работы. А если учесть, что кроме дросселей и выпрямителя почти все остальное было на липучках, то это беда.
В общем, прежде чем начать разбираться с гудением, пришлось день потратить на крепление деталей. Кстати, внутренняя компоновка моноблоков далека от оптимальной. Например, от входного RCA разъема до входной лампы тянется провод длиной сантиметров 70, который идет вблизи высоковольтного выпрямителя, силовых емкостей и дросселя. А входное сопротивление высокое - 150 кОм.
В рекламном буклете написано, что трансформатор питания так пропитан, что нет никакого механического шума. Надо отдать должное: трансы под кожухами залиты намертво и молчат, а источником механического гула был небольшой дроссель, находящийся в подвале шасси. И что примечательно - только на нем есть наклейка "Made in China":)))
Крупным планом:
Дроссель удалось угомонить и моноблоки стали работать практически безшумно. Настало время их подключить в аудиосистему и послушать, а заодно и поиграться с регулируемой ООС.
Звук у них, с выключенной обратной связью, благородный, детальный, но заметно окрашенный. Если только щелкнуть тумблером регулировки ООС, то он уже сразу делается хуже, даже когда потенциометр регулировки ООС в положении 0 дБ, а при повороте ручки по часовой стрелке звук становится мутнее и мутнее, но уменьшается окрас. На мой слух, ООС тут включать нельзя вообще. Звучание становится похожим на бюджетный транзисторный усилитель.
Резюмируя, можно сказать, что за 2 650 000 руб мы получаем неплохо звучащий ламповый усилитель, изготовленный полностью навесным монтажом, невысокого качества сборки и потенциально опасный. Аналогичные моноблоки Jadis 845SE были гораздо надежнее и лучше по звучанию, с моей точки зрения. А стоят подешевле.
Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.
Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:
Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555
Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver
Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650
Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099
Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450
Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90
Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A
Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919
ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7
Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100
Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11
Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000
Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80
Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040
Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F
Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W
Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD
Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A
Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S
Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880
Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2
OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X
Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50
Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a
Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000
Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8
Marantz SC9 + Marantz SM9
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)