Эйзенштейн - гений. Создать фильм, который и почти 80 лет спустя смотрится свежо - это вам не пуп царапать. И еще я, кажется, понял, почему практически все так критично относятся к современному кино...
Фильм "Александр Невский" - первая работа со звуком для Сергея Эйзенштейна. Для картины Сергей Прокофьев написал кантату и, по сути, видеоряд "Невского" в немалой степени является тем, что мы сегодня называем клипом - то есть, подстраивание визуала под готовую музыку. Но для того, чтобы это выглядело шедевром, нужен, конечно, талант, а у Эйзенштейна таланта хватило бы на семерых.
За историко-патриотическую тему режиссер взялся не по своей воле - после провала ленты "Бежин луг" (о коллективизации, по мотивам истории Павлика Морозова), Эйзенштейну пришлось несладко. Ему еще повезло, что вообще разрешили приступить к съемкам, не до выпендрежа было. А жизнеописание Невского показалось ему наиболее интересным из предложенных, так как в хрониках о Невском не было почти ничего, кроме странички текста. "Как я сделаю, так оно и будет" - будто бы сказал Сергей Михайлович. И ведь это ему удалось!
Эйзенштейн создал на экране не столько образ реального исторического лица, сколько агиографию - житие сферического в вакууме святого, который приравнивается к былинным богатырям из отечественной мифологии. Так же вольно трактуются и главные герои-новгородцы - Гаврила Алексич (Андрей Абрикосов) и Василий Буслай (Николай Охлопков). Оба они - реальные исторические лица, но в фильме Эйзенштейна фигурируют не с реальными историями, а с мифологическими, как и сам Невский.
Все положительные герои усилены и исключительно идеальны, все отрицательные - на 100% омерзительны. И это не вызывает никакого отторжения, поскольку всё действо не выбивается из стилистики условности плаката, в котором каждая деталь должна работать на замысел, а невозможность использовать разнообразную палитру превращается из ограничения в плюс при условии правильного выбора трех-четырех красок.
Любопытный момент - на ордене Александра Невского, учрежденном в 1942 году, изображен не реальный князь, а Николай Черкасов из фильма "Алекандр Невский". Что, разумеется, еще более усилило воздействие фильма Эйзентштейна на массовое создание и упрочило ощущение "взаправды". Настолько, что даже в учебниках истории случались ляпы - там рассказывалось не о реальном Ледовом побоище, а о кинематографическом.
Интересные моменты
Думаю, пересматривая фильм, вы и сами заметите, что льдины в сцене утопления тевтонцев изготовлены из пенопласта. Да, фильм снимался летом. И ненастоящими были не только эти льдины, но и весь снег целиком: поверхность озера изготовлена из опилок, соли, нафталина и мела, залитых жидким стеклом. Ледяные горы сделаны из дерева и окрашены в белый цвет. Мечи, как водится, деревянные (но не все), а вот доспехи - из железа, более того - часть доспехов натуральные, позаимствованные в музеях. Во время съемок было очень жарко, металл нагревался и в прямом смысле обжигал кожу участников битвы.
Льдины, хоть и пенопластовые, плавали в настоящей воде и рыцари тонули не понарошку - они действительно уходили под воду, после чего их быстренько спасали водолазы: ведь, облаченные в железо, сами они вынырнуть не могли.
Литературной основой описания Ледового побоища является вовсе не летопись, где информации о нем крайне мало, а поэмы Пушкина ("Полтава", "Руслан и Людмила") и роман Льва Толстого "Война и мир". Исследователи сообщают, что некоторые моменты и вовсе совпадают абсолютно.
Как это ни странно, но в совершенно атеистической картине (например, Невский ни разу не осеняет себя крестным знамением - даже перед боем) множество отсылок к Евангелиям: из наиболее заметного - ловля рыбы, избиение младенцев, перефразированные цитаты, вложенные в уста Невского.
Орган, на котором играет ливонский монах был изготовлен специально для фильма по "Хроникам Ливонии". Этот орган не только внешне соответствовал настоящему - на нем можно было и играть.
Многие мизансцены и эпизоды позаимствованы у художников: кто хорошо знает живопись, тот без труда определит и названия картин.
Ну а теперь пару слов о кино старом и новом, о критичности восприятия российского кино и "вздохам" по советскому.
В фильме "Александр Невский" море ляпов и несоответствий историческим реалиям. Если бы этот фильм (именно этот, именно в таком виде) был снят сейчас, автора бы заклевали, а не восхваляли, ну а саму картину обозвали очередным рукожопством бездарного режиссеришки. Заодно заклеймили бы за "ура-патриотизм", также досталось бы и за "клиповый" монтаж, да и Прокофьеву перепали бы "фе" - как минимум за "веселенькую" арию "Вставайте, люди русские" (тем более, что первая строка по размеру сходна с патетической песней "Вставай, страна огромная", а мелодия до боли напоминает "В лесу родилась ёлочка").
Но ничего такого не было ни в год выхода фильма, ни в более поздние советские годы, ни даже в наше время. Как вы думаете, почему?
Оригинал статьи находится в моем киноблоге https://kino-sssr.livejournal.com/665078.html