Найти тему
ФиалкаМонмартра

Учим с ребенком стихотворение. Выразитальное чтение: совет профи.

В прошлый раз я рассказывала о том, что поможет осознанно (не методом бездумного заучивания) выучить стихотворение. Это выбор (произведение должно нравиться), понятность (как в плане темы в общем, так и каждого слова в частности), и конкретика (создание в воображении конкретной последовательности событий или конкретных образов).

Сегодня в рамках рубрики #совет профи я расскажу о самых простых правилах чтения вслух стихов, которые помогут сделать чтение выразительным, интересным и понятным слушателю. Начнем самого важного - с ритма.

Итак, первое, о чем надо помнить, - это то, что в стихе речь не льется сплошным потоком, а четко делится на речевые такты смысловыми паузами. Кстати, это же относится и к прозе, но в случае стихотворной речи нарушение этого правила приведет к бессмысленному произнесению текста. Вспомним строку из "Бориса Годунова"

Народ идет, рассыпавшись, назад

Стоит только не сделать паузу после слова "рассыпавшись", получаем непонятное высказывание "Народ идет//рассыпавшись назад".

Даже свои стихи читать не так просто)) Фото из архива автора
Даже свои стихи читать не так просто)) Фото из архива автора

К нашему счастью, в большинстве случаев размер речевого такта и положение смысловой паузы нам подсказывает авторская пунктуация - точка, запятая, двоеточие. Правило первое - Выдерживаем смысловые паузы и помним о речевых тактах.

Ритмичность - это главное, что отличает стих от прозы. Да, именно ритм, ведь без, например, рифмы, стихи вполне себе могут существовать (вспомним хотя бы "Вредные советы" Григория Остера):

Если вас поймала мама
За любимым делом вашим,
Например, за рисованьем
В коридоре на обоях,
Объясните ей, что это –
Ваш сюрприз к Восьмому марта.
Называется картина:
«Милой мамочки портрет».

Правило второе. Соблюдение межстиховой паузы. Здесь речь идет о паузе между строками стихотворения, и это очень важный момент. Именно межстиховая пауза задает первичный ритм стиха, фиксирует стихотворную строку, отбивая одну строку от другой. Если этим правилом пренебречь, мы вполне можем вместо стиха услышать прозаическую речь:

"Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных и не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине" А.С. Пушкин "Медный всадник"

Конечно, проще всего держать межстиховую паузу, когда она совпадает со смысловой: "Наша Таня громко плачет//Уронила в речку мячик//", но так бывает не всегда.

Фото найдено в интернете
Фото найдено в интернете

Случается, что смысловая пауза "переползает" на другую строку:

Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно... А.С. Пушкин "Медный всадник"

Как же поступать в таких случаях? А здесь появляется новая фишка. Пауза может быть не только перерывом в речи, пауза может быть выделена интонацией, т.е. являться интонационной.

Итак, в случае, когда у нас межстиховая пауза не совпадает с паузой смысловой, то последнее слово предыдущей строки и первое последующей мы разделяем перепадом :

  • тона (выше-ниже)
  • силы (громче-тише)
  • темпа (медленнее-быстрее)

И последнее на сегодня правило - единство стихотворной строки. Оно простое: Самой длинной паузой в стихотворной речи могут быть только межстиховые паузы, иначе разрушится ритмическая структура стиха.

Подведем итог: ритм и паузы - наше все. Самая большая пауза - в конце строки. Смотрим на авторские знаки - они подсказывают, как правильно выстроить фразу. Паузы можно передать не только перерывом в речи, но и интонацией.

На сегодня все, а в следующий раз я расскажу еще несколько простых правил - речь пойдет об интонации, ударении и выделении главных слов.

В статье использована информация из учебника по сценической речи издательства ГИТИС под редакцией И.П. Козляниновой.