Найти в Дзене
MogilevNews.by

В Главном управлении Национального банка по Могилевской области рассказали о ситуации на валютном рынке региона

В последнее время в Беларуси все чаще обсуждают курсы иностранных валют, повышенный спрос на валюту со стороны населения и ситуацию на внутреннем валютном рынке. За комментариями сложившейся ситуации мы обратились в Главное управление Национального банка Республики Беларусь по Могилевской области.

О текущей ситуации на валютном рынке

Как отметили в Главном управлении Национального банка, спрос на валюту начал увеличиваться примерно с конца июля и усилился в последнее время. Так, в августе текущего года жителями области в структурные подразделения банков сдано 28,1 млн.долларов США в эквиваленте. За этот же период куплено 56,9 млн. долларов США в эквиваленте. Таким образом, на чистой основе население приобрело 28,8 млн. долларов США в эквиваленте.

Основной причиной увеличения спроса на валюту являются негативные инфляционные и девальвационные ожидания населения. При этом очевидно, что возросший спрос на иностранную валюту влечет за собой снижение уровня национальной валюты к иностранным и подогревает слухи о возможной девальвации. В связи с этим в Главном управлении отметили, что Национальный банк работает в режиме свободного курсообразования, когда спрос и предложение являются ключевыми факторами, определяющими динамику курса. Вместе с тем, Национальный банк сглаживает колебания курса, покупая или продавая иностранную валюту. Текущего уровня золотовалютных резервов достаточно для того, чтобы не допустить резкого изменения курса.

На депозитном рынке наблюдается отток вкладов в белорусских рублях, и ситуация по своим масштабам близка к той, которая сложилась в марте текущего года. Однако каких-то глобальных вызовов для валютного рынка данный отток вкладов не создает. На валютный рынок, по оценкам Национального банка, большее влияние оказывают текущие доходы населения, которые граждане пытаются конвертировать в иностранную валюту.

Вопрос о введении каких-либо ограничительных или запретительных мер (таких как возврат обязательной продажи части валютной выручки, целевой покупки иностранной валюты, «заморозки» вкладов и пр.) не рассматривается, т.к. они контрпродуктивны и не способствуют улучшению обстановки на внутреннем валютном рынке. Меры, предпринимаемые Национальным банком для стабилизации ситуации, будут носить исключительно рыночный экономический характер.

В последнее время можно наблюдать также недостаток валюты в обменных пунктах, который связан с тем, что основная часть валютных средств банков находится в безналичной форме, и только незначительная их часть хранится в виде наличности. Для того, чтобы удовлетворить резко возросший спрос на наличную валюту, банкам необходимо ее заказать и привезти из-за границы. На это требуется время, поэтому сейчас и наблюдается дефицит валюты в обменниках. Вместе с тем, в Главном управлении отметили, что банки активно работают, чтобы обеспечить своевременную доставку наличной валюты. При этом Национальный банк рассматривает возможность в случае необходимости рефинансировать банки в иностранной валюте, чтобы не допустить вероятных проблем с валютной ликвидностью.

Об инфляционных процессах

В настоящее время преждевременно говорить о влиянии складывающейся ситуации на инфляцию, так как девальвационные ожидания населения носят временный характер. Соответственно, как только ожидания снизятся, курс должен будет также скорректироваться в сторону уменьшения.

Сейчас инфляция несколько выше цели на 2020 год. По итогам июня потребительские цены увеличились на 5,2 процента в годовом выражении. Вместе с тем, в этой инфляции отражается воздействие ускорения роста цен в начале года, в том числе в связи с распространением пандемии коронавируса. Но уже сегодня отмечается снижение интенсивности инфляционных процессов. Этому способствует ряд факторов. Проявилось влияние своевременных мер, принятых Правительством в ответ на резкое повышение цен на отдельные товары из-за ажиотажного спроса. Существенное дезинфляционное воздействие ощущается со стороны слабого внешнего и внутреннего спроса, и оно сохранится до тех пор, пока мировая и белорусская экономики не смогут преодолеть последствия пандемии коронавируса. В совокупности эти факторы говорят в пользу замедления роста цен.

Вместе с тем, сохраняется риск увеличения волатильности на мировых сырьевых и финансовых рынках, что может привести к повышенным колебаниям цен на импортируемые в Беларусь товары.В то же время предполагается, что восстановление экономической активности в мире будет длительным (учитывая ситуацию с коронавирусной инфекцией) и это окажет сдерживающее влияние на зарубежную инфляцию. А потому ожидается, что в оставшиеся до конца года месяцы годовая инфляция будет находиться в пределах 5–5,3 процента.

Об исполнении внешних обязательств

Текущая ситуация на валютном рынке может вызывать некоторые дополнительные вопросы и опасения у инвесторов. При этом Национальный банк подчеркивает, что до настоящего времени Республика Беларусь зарекомендовала себя как добросовестный плательщик. Своевременное и полное погашение обязательств является для страны безусловным приоритетом экономической политики.

Отношение показателя государственного долга к ВВП находится в достаточно комфортных пределах. Беларусь в ближайшие 12 месяцев должна выплатить по валютным долгам порядка 3 млрд. долларов США. Выплаты достаточно существенные, но на текущий момент валютные остатки Министерства финансов на счетах в Национальном банке превышают предстоящие выплаты в 1,6 раза. Таким образом, в целом ситуация с внешним долгом не является напряженной. Даже с учетом планового исполнения Правительством и Национальным банком долговых обязательств золотовалютные резервы на конец 2020 года будут соответствовать параметру, который предусмотрен Основными направлениями денежно-кредитной политики на текущий год, — не менее 7,3 млрд. долларов США.

Об усилении контроля за ростом денежного предложения

В Главном управлении Национального банка отметили, что глобальных дисбалансов в экономике сейчас нет. Есть повышенные инфляционные и девальвационные ожидания. Причем для того, чтобы эти ожидания реализовались в спрос на валюту, в экономике должно быть достаточное количество белорусских рублей.

Белорусские рубли – это денежная масса плюс возможность получения кредита. При этом денежную массу в основном составляют депозиты, 2/3 из которых безотзывные. Конечно, в итоге они могут быть все изъяты из системы, но этот процесс будет плавным, каких-то резких движений на рынке он не может сформировать. Наличные средства – это относительно небольшой объем, необходимый для удовлетворения повседневных нужд, а также незначительные сбережения, которые уже, наверняка, перекочевали в иностранную валюту.

Что касается кредитов, то по ним Национальным банком предпринимаются меры, направленные на устранение избыточного роста, который может создавать дополнительный спрос на валюту. При этом речь не идет о полной остановке кредитования. Динамика кредитования в настоящее время ограничена параметрами, которые соответствуют уровню экономического развития и текущей ситуации в экономике.

Особо обсуждаемой темой сейчас является тема возможного запуска печатного станка, т.е. прямого кредитования предприятий Национальным банком в той или иной форме. Необходимо отметить, что последние пять лет по этому каналу деньги в экономику не поступали. Денежные средства поступали исключительно по валютному каналу. То есть фактически экономика зарабатывала валюту либо использовала свои валютные сбережения и меняла их на белорусские рубли для того, чтобы осуществлять рублевые сбережения, совершать покупки и так далее. И сейчас по кредитному каналу целевых кредитов Национальный банк не предоставляет. По валютному каналу тоже, получается, белорусские рубли в экономику не поступают и даже наоборот – они изымаются, то есть белорусских рублей в экономике больше не становится.

При этом необходимо отдельно выделить деятельность Национального банка по поддержке ликвидности банков. Деятельность коммерческих банков направлена на то, чтобы получить ресурсы у одной части экономики и дать эти ресурсы другой части экономики (упрощенно – депозиты и кредиты). Задача банка – короткие депозиты превратить в длинные ресурсы для кредитов. Понятно, что здесь у банков может возникать несоответствие. В связи с этим должна быть какая-то гарантия, что банк сможет своевременно вернуть депозит. Для этого банк сам имеет ликвидные ресурсы, а также в случае необходимости ему в этом может помочь Национальный банк.

В последнее время Национальный банк выдавал кредиты банкам именно на поддержку текущей ликвидности, что никак нельзя рассматривать как «включение» печатного станка. Это своего рода закрытие «временных разрывов» ликвидности, образовавшихся у банков. Таким образом, краткосрочные и возвратные деньги, предоставленные банкам, не могли спровоцировать текущую ситуацию на валютном рынке, основная причина которой – негативные ожидания.

При этом в Главном управлении подчеркнули, что у Национального банка нет намерений возвращаться к целевой поддержке экономики. Фундаментальных макроэкономических дисбалансов в стране нет. Соответственно, корректировки проводившейся в предыдущие годы денежно-кредитной политики не требуется.