Найти тему
Иван Бажал

Почему отдел продаж не увеличивает выручку: ошибки планирования.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Для достижения высоких показателей и стабильной прибыли, предпринимателю обязательно нужно выстроить план продаж с чётким KPI, системой мотиваций и дедлайнами. Если составлять маршрут эффективного бизнеса, то он будет выглядеть так :

Точка А — исходная позиция

Точка Б — желаемый результат

А между ними путь, который строится на координатах плана продаж.

Некоторые руководители не уделяют планированию достаточного внимания, а зря, это важное руководство по эксплуатации ресурсов и путеводитель для продажников. Без него отдел будет бесцельно плавать — каждый сам по себе и в разные стороны, а средства сливаться в трубу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Если вы это понимаете, и беретесь за разработку плана продаж, то пропишите себе моменты, на которых спотыкаются многие руководители:

1. Размытые цели. Какие цели, такой и результат. Цель — это реализация и выручка — показатели, которым нужны конкретные цифры/суммы.

Рабочим инструментом на этом этапе станет проверенная формула SMART:

  • Specific — определённость. Ставьте измеримую цель, которая имеет конкретную точку — «получить оборот N тысяч рублей».
  • Measurable — количественные данные. Это слагаемые основной цели — «продать 500 диванов», «закрыть 100 сделок».
  • Attainable — реальная достижимость. Ставьте достижимые задачи исходя из текущих данных. Планируйте развитие, увеличивая прошлые средние показатели на коэффициент допустимого роста — 15-20%. Но, конечно, не отказывайте себе в амбициях перепрыгнуть этот заданный потолок.
  • Relevant — релевантность. Соотносите цели и ресурсы, которые для них понадобятся.
  • Time-bounded — дедлайны. Время — это контроль. Растянутый процесс всегда нерезультативен.

2. Использование не подкреплённых данных. Никаких теоретически возможных показателей — только практические расчёты по данным вашей компании. Постройте статистику выручки за последние периоды с учётом кризисных моментов, сезонности. Релевантный опыт других компаний может стать ориентиром только для новых компаний с нулевым бэкграундом.

3. Масштабные цели не раскладываются на задачи-шаги. Разбейте глобальную цель по обороту на небольшие задачи по этапной выручке: какой результат должен выходить за месяц, сколько сделок/контактов необходимо закрыть.

Так путь к точке Б для сотрудников станет более понятным и осознанным.
Так путь к точке Б для сотрудников станет более понятным и осознанным.

Пользуйтесь формулой декомпозиции:

Желаемый оборот = средний чек*количество сделок. Так вы получите более конкретный план достижения цели — «закрыть N сделок на N тысяч рублей». Пропишите такую формулу для каждого канала продаж.

4. Отсутствие анализа воронки продаж. Чтобы владеть корректными исходными данными нужен анализ воронки на по всем ее этапам: от первичных касаний до закрытия сделки. Это конкретизирует работу с показателями: в каком именно месте необходимы улучшения (и какие) для роста выручки.

Например, вы анализируете рекламу в Instagram в рамках канала продаж на этой платформе. Охват рекламы — 40 000, кликов по ней — 3 000. Конверсия — 7.5%. Задайте цель — повысить конверсию до желаемого показателя по истечению дедлайна плана. Поставьте отделу продаж в разработку. Назначайте ответственного за работу над каждым этапом воронки.

Для анализа обычно используется статистика последних 3 месяцев.

5. Отсутствие мотивации у сотрудников. Четко распишите сотрудникам поставленные цели и задачи в цифрах. Отдел продаж должен не просто «работать», а достигать показателей, выполнять нормативы. Как в спорте. Привяжите к плану систему поощрений за успехи, проводите общие собрания для ощущения единства команды. Реагируйте на успехи сотрудников, чтобы они самоутверждались в своей продуктивности.

3 из 5 ошибок легко исключить, что если в ваш бизнес внедрена CRM система. Больше информации о СRM и реальные кейсы внедрения на сайте.

Грамотное планирование и мотивация персонала — безошибочный вектор к росту предприятия.