Найти в Дзене
#фининвест

Тиньков - брокер, создающий убытки клиентам

Непрофессионализм, умноженный на жадность
Непрофессионализм, умноженный на жадность

Некоторое время назад, в одном из закрытых профессиональых сообществ прошла информация, что во время сплита Теслы серьезно пострадали клиенты Тинькофф Инвестиции.
Я связался с одним из пострадавших, который добавил меня в
чат к группе, объединяющей клиентов и координирующей их действия, связанные с попытками привлечь брокера к ответственности.

Я несколько дней подряд читал сообщения клиентов ТИ, изучал выписки из их счетов и скрины из торговой системы. Долго, т.к. не мог поверить, что такое вообще возможно.
В общем виде действия брокера можно описАть так (на примере акций Тесла, котировки взяты с Investing.com и уже приведены к значениям после сплита):

Отдельная прелесть в том, что за собственные операции по счетам клиентов брокер тоже брал с клиента комиссии.
Отдельная прелесть в том, что за собственные операции по счетам клиентов брокер тоже брал с клиента комиссии.

Частных случаев намного больше и они гораздо сложнее:
- На момент сплита операции с бумагами были заморожены (хотя брокер писал, что приостановки не будет и позиции как длинные, так и короткие, не нужно закрывать)
- Клиенты, видя, что с их счетами происходит что-то не то, пытались делать операции для восстановления первоначальной позиции, что добавило неразберихи в расчетах, т.к. брокер параллельно пытался делать описанные в общем случае сделки.
- У ряда клиентов в результате из-за убытков, которые ТИ зафиксировал в одностороннем порядке, не хватило собственных средств, в результате чего Тинькофф Инвестиции, в очередной раз делая самостоятельные операции со счетами клиентов, не мог делать их в изначальных объемах и "восстановил" позицию клиента лишь в размере остатка на счете

Почему "восстановил" пишу в кавычках? Потому что восстановление - это когда брокер восстанавливает не только объем сделки, но и перерассчитывает ее по первоначальной цене. Тинькофф Инвестиции не восстановил короткие позиции клиентов, а переоткрыл их на других уровнях и в другой инвестиционной ситуации, когда сам клиент, возможно, не стал бы делать такие сделки.

Добавила бардака также особенность приложения Тинькофф Инвестиции, которое регулярно
публикует данные по позициям и остаткам с задержкой или некорректно исполняет заявки клиентов.

Брокер предложил частичную компенсацию убытков, сформированных как за счет курсовых разниц при открытии части позиций, так и компенсацию размера комиссий. По расчетам пострадавших, эта компенсация покрывает в среднем от 20% до 40% реальных убытков сформированных действиями брокера, согласия на которые клиенты не давали и не подтверждали совершение сделок.

В настоящее время пострадавшие массово оформляют жалобы в ЦБ и рассматривают возможность судебного разбирательства.
Ситуация в развитии, продолжаю за ней наблюдать.

Резюмируя:
Тинькофф Инвестиции это канонический пример того, что получается, когда реализацией проекта занимаются ИТ-специалисты, которые может и пишут блестящий код и придумывают красивые фишечки, но которые ни черта не разбираются в самой сути продукта, основных его функциональностях, создающих ценность.

Резюмируя еще раз:
Если вы ищете брокера, который будет надежно выполнять все ваши поручения, то я не знаю, кого из нынешних игроков рынка рекомендовать однозначно: у всех есть свои достоинства и недостатки. Надо найти те, которые вас будут минимально травмировать.
Но я точно знаю, какого брокера рекомендовать не надо, как бы красиво не были реализованы интерфейсы.