Что такое бирюзовое управление и почему его называют бирюзовым
Бирюзовое управление - это относительно новый метод ведения бизнеса. В компания этого типа, отсутствуют руководители и преобладает самоуправление, а KPI заменен целями и ценностями.
В таких организациях сотрудники гонятся не за лучшим соцпакетом, у них в приоритете получение новых интересных задач и возможностей для своего развития.
Бирюзовые организации считаются предприятиями будущего, ведь классические управленческие схемы работают не всегда.
История бирюзовых организаций
В 1966 году была опубликована теория спиральной динамики, принадлежащая Клеру Грейвзу. Теория говорит о том, что все люди идут по «лестнице» своего развития и каждая ее ступень имеет свой цвет.
В 2014 году Фредерик Лалу использовал аналогичный метод для распределения существующих организаций, выделив предприятия с удивительными темпами развития, где сотрудники свободны в принятии решений и выделил для них бирюзовый цвет.
Пять стадий организаций
Было выделено семь стадий, которые проходили все предприятия мира. На сегодняшний день существует только пять из них, которые разделяются по цветам: красный, янтарный, оранжевый, зеленый и бирюзовый.
Каждая из них имеет свои особенности управления:
Красная - импульсивная схема управления, с четким разделением труда и управление исключительно «сверху вниз».
Янтарная - конформистская схема управления, отличается стабильной и регулируемой иерархией.
Оранжевая - конкурентная схема управления. Руководствующие должности занимаются только способными к этому людьми, приветствуется новаторство и ответственность.
Зеленая - плюралистическая схема управления, отличается наличием ценностей, важна заинтересованность сотрудников, а также расширен круг их прав и возможностей.
Бирюзовая - эволюционная схема управления, отличается наличием эволюционных целей, целостностью коллектива и самоорганизацией сотрудников.
Управлять организацией можно будет легко имея всю аналитику под рукой. В этом вам поможет товароучетный сервис Бизнес.Ру. Подсчитывайте рентабельность продукции, закупайте товары на основе динамики продаж, проводите распродажи и устанавливайте автоматические скидки.
Три кита бирюзовых организаций
Фредерик Лалу считает, что каждая бирюзовая компания держится на трёх китах: наличие эволюционной цели, целостность и самоуправление. Рассмотрим их подробно.
Эволюционная цель
Компания имеющая эволюционную цель не будет выполнять задачи, которые приносят доход, но не помогают достичь цели. Основным отличием миссии от эволюционной цели является то, что миссии создаются в соответствии с нуждами организации, а в случае с эволюционной целью наоборот, организация создается в зависимости от нее. Таким образом можно сделать вывод, что цель стоит выше самой организации.
Организации с эволюционной целью не могут быть конкурентами, они союзники, помогающие друг другу в ее достижении.
Целостность
Целостность - это о восприятии сотрудников не в качестве ресурса, а в качестве личности, живого человека, у которого есть свои эмоции и потребности, даже когда они не важны для работы. Бирюзовые компании предпочитают отсутствие дресс-кода, четкого графика и определенных планов. В бирюзовых компаниях отсутствует разделение жизни сотрудников на личную и выполнение рабочих обязанностей, вам никогда не скажут забыть о домашних проблемах и оставить их за пределами кабинета.