Найти в Дзене
Занимашки-развивашки

Логопед рассказал о 7 главных ошибках родителей

Оглавление
Добрый день, дорогие читатели канала «Занимашки-Развивашки». Меня зовут Елена, я – автор статей, имею высшее образование (логопед, специальный психолог), а также 7 лет опыта работы с детьми от рождения в доме малютки). Подпишитесь, если Вам интересны темы воспитания и развития детей!

В последние годы количество детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растёт. По данным специалистов - в 70-80гг. прошлого столетия от такого дефекта страдал каждый четвёртый дошкольник, в нынешнее время - трудно отыскать ребёнка дошкольного возраста без отклонения в речевом развитии.

В 2017 году накануне международного дня логопеда выступала доцент кафедры МПГУ, кандидат педагогических наук, Марина Любимова: «Стало много детей с речевыми нарушениями. О причинах такого увеличения количества детей можно говорить очень долго. Они абсолютно разные. Но факт остается фактом, что к логопедам обращается все больше детей и дошкольного возраста, и школьного возраста, с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной речи».

В сегодняшней статье я решила познакомить своих читателей с основными ошибками,которые допускают родители в речевом развитии ребёнка, для того, чтобы помочь их избежать.

«Предупреждён- значит, вооружён!»

1. Не разговаривают с ребёнком, потому что «Он всё равно ничего не понимает».

Это большое заблуждение. Ведь говорить с ребёнком необходимо с самого рождения! 

Тогда к 3 месяцам у него появится «комплекс оживления», он научится находить вас по голосу, позже начнёт выполнять повторяющиеся игровые действия («ладушки-ладушки», «пока-пока» и др.). А в годик и простые поручения.

Пассивный словарь (понимание речи) в раннем возрасте развивается куда быстрее, чем активный! Если малыш ещё не может ответить, это не значит, что общение с ним теряет смысл!

А вот о чём говорить с детьми от 1 до 3 лет в этой статье.

2. Слишком много говорят, не давая ребёнку вступить в диалог.

Малышу уже в младенчестве важно «вступать в диалог» со взрослым. В период активного гуления мама произносит звуки и слоги (агу, ма-ма, ба-ба-ба и др.) и должна выдерживать паузу, чтобы дать возможность ребёнку «ответить» ей, вовлекая его в перекличку. По такому принципу правильно выстраивать общение с ребёнком и в дальнейшем, задавать вопросы и выжидать ответа, не стараться тут же ответить за малыша.

3. Ждут 3 лет, чтобы обратиться за помощью к логопеду.

Нередкая история с родителям детей-молчунов:
«Ждите, мамочка!», а потом после трёх запросто можете услышать с претензией «а где ж вы, мамочка, были раньше?».

И как же быть? 

Если речь Вашего ребёнка не соответствует нормативам речевого развития, то необходимо обследоваться. Как правило, в поликлинике не берутся за детей до 3 лет (а то и 4-5). Невролог вам с радостью выпишет волшебные пилюли. А я настоятельно рекомендовала бы все-таки найти логопеда, желательно-дефектолога, который бы провёл вашему ребёнку диагностику речевого развития и как минимум - дал бы рекомендации по занятиям в домашних условиях. 

Да, зачастую наступает 3 года и ребёнок из молчаливого создания становится Львом Толстым и стреляет деепричастными оборотами (сама такое не раз наблюдала), но всё-таки риск неоправдан, ведь Вы не знаете наверняка, как будет у Вас, и упускается время. А специалист сможет оценить реальные риски, выявить причины и подсказать вам, как помочь ребёнку запустить речь.

4. Смеются над «неправильной» речью ребёнка.

Ребёнок только начинает осваивать родной язык, пробует произносить различные фонемы, а ещё и занимается словотворчеством - это нормально! 

Лично я в своей практике предпочитаю не делать замечание ребёнку «ты неправильно произнёс слово», а переспросить, используя правильный вариант. 

Пример.

- как много кирпичов!

- кирпичей?

-да, кирпичей. 

Как правило, это действует! + Не смущает ребёнка и не ставит его в неловкое положение.

5. Раздражаются и не отвечают на вопросы «почемучек».

Возраст «почемучки» наступает примерно в 3 года - это важный период в жизни ребёнка. Познавательный интерес растёт, ему хочется всё узнать. Психологи настоятельно не рекомендуют игнорировать вопросы чада, а стараться отвечать. Даже если не знаете ответа, то можно сказать «а давай про это спросим у бабушки» или «как я узнаю, обязательно тебе об этом расскажу».

6. Не покупают ребёнку игрушки, соответствующие их возрасту.

Придерживаться сдержанных взглядов в количестве и качестве игрушек для ребёнка - может сыграть с родителями злую шутку. Ведь развитие ребёнка проходит поэтапно, на каждой ступени - у детей открываются новые возможности (и направления познавательного интереса). 

Если в 6 месяцев ему нравилось трясти погремушкой, то в 1 год - уже нанизывать кольца на стержень пирамидки, а в 2 - собирать большие детали конструктора в незамысловатые постройки. 

К 4 годам этот конструктор заменят наборы «Лего» (или его аналоги).

Довольно странно в детской комнате четырёхлетки не увидеть машинок/пупсов/мозаики/наборов для ролевых игр/др., а вместо них - погремушки, развивающий коврик, зубопрорезыватель. 
Но знаете, в моей практике и такое встречалось, хотя в это и трудно поверить. 

Задача родителей - создать ребёнку БЛАГОПРИЯТНУЮ атмосферу для развития (мышления, внимания, памяти, речи, личности). 

7. Не отрабатывают дома с детьми то, чем занимается с ними логопед.

Работа над речью ребёнка - задача не только логопеда и самого ребёнка, но и родителей. Если конечно, вы хотите добиться какого-то результата. 

Многие логопеды со мной согласятся: после выходных/длительных праздников на занятиях порой приходится возвращаться к тому, с чего начинали. Например, поставили ребёнку правильный звук [р], а за время отсутствия звук снова стал гортанным. А потому что родители не отрабатывали новое умение и не отслеживали речь чада. 

Вы только представьте, как ребёнку не просто! Вот вы привыкли произносить [р] правильно, а однажды вам говорят, что теперь вы должны произносить гортанный [р], то есть на французский мотив. Попробуйте-ка уследить в своей речи в каждом слове, чтобы [р] был именно таким! 
Также и ребёнку бывает непросто сразу освоиться и закрепить новый звук в своей речи.

Приходилось ли Вам обращаться к логопеду?

______________________________________

Это интересно знать:

1. Почему дети всегда просят принести водички перед сном? узнать подробнее.

2. Почему у детей болят ноги по ночам, а днём всё нормально? узнать подробнее.

3. 8 фраз, которые никогда нельзя говорить своим детям: узнать подробнее.

_______________________________________

Нажимайте «палец вверх», если понравилась статья, и подписывайтесь на мой канал (об уходе, воспитании и развитии малышей).

Статья является интеллектуальной собственностью автора. При копировании материала - указывайте название канала и ссылку.

Благодарю за внимание!