Многие люди, выбравшие корпоративную карьеру, мечтают о позиции СЕО. На тему того, как этого добиться, написано множество книг и статей. Поэтому специально для Realist Media HR-executive Татьяна Кожевникова рассмотрела этот вопрос под углом того, что будет с претендентом на роль СЕО после того, как его или ее мечта исполнится.
Недостаточно получить эту позицию, ее надо удержать и, желательно, на долгое время. Для этого необходимо иметь определённые компетенции и сильную мотивацию или, как сказал герой популярного советского фильма, надо, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями.
Компетенции, необходимые для успешной работы на позиции СЕО, можно (в соответствии с моделью навыков 21 века ://futuref.org/futureskills_ru) разделить на три типа: экзистенциальные, кросс-контекстные и контекстные или технические. В группе экзистенциальных компетенций (которые необходимы человеку на протяжении всей жизни) я бы особо выделила способность ставить цели и достигать их (сила воли) и эмоциональный интеллект.
Если проанализировать успешных СЕО, то все они демонстрируют исключительно сильный драйв и нацеленность на результат, причём не на короткой, а на длинной дистанции, то есть, говоря спортивным языком, являются не спринтерами, а стайерами. Причём эти качества проявляются не только на работе, но и в свободное время. Многие из известных мне первых лиц бизнеса (как мужчины, так и женщины) занимаются такими активностями, как альпинизм, парусные регаты, мотоспорт в стиле эндуро (езда по бездорожью и на специализированных спортивных трассах с препятствиями), бегают марафоны или даже участвуют в соревнованиях по триатлону, который представляет собой заплыв на 2,4 мили, заезд на велосипеде по шоссе на 112 миль и марафонский забег на 26,2 мили. Очевидно, что помимо физической подготовки эти увлечения требуют упорства, высокой дисциплины и исключительного желания достигнуть цели, несмотря на усталость и препятствия.
Таким образом, первый совет тем, кто хочет занять высшую позицию в корпоративной иерархии, это заняться после работы теми активностями, которые развивают силу воли и стремление к победе над собой.
Не менее важно развивать такую экзистенциальную компетенцию, как эмоциональный интеллект (EQ), который на определённом этапе карьеры становится более важным, чем IQ. Как мы знаем, EQ это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Успех СЕО во многом зависит от эффективного распределения своей энергии (которой должно хватить надолго) и способности выдерживать стресс и постоянное давление со стороны множества стейкхолдеров. К ним относятся акционеры, совет директоров, клиенты, поставщики и партнёры, государственные и общественные организации, контролирующие инстанции, сотрудники и члены топ-команды.
Последняя группа стейкхолдеров, с моей точки зрения, является наиболее важной, так как эффективно работающие функциональные директора на 99% определяют успех первого лица компании. Время СЕО обычно уходит на общение с советом директоров или акционерами и на GR (в широком смысле этого слова), а непосредственно бизнесом занимаются его или ее подчиненные. Эмоциональный интеллект помогает СЕО правильно подобрать членов топ-команды и создать в ней продуктивную атмосферу, найдя рациональный баланс между контролем и делегированиям.
Особенно это актуально для тех, кто впервые занял позицию СЕО. После работы директором отдельного функционального направления, где ты являешься главным экспертом по всем вопросам и досконально разбираешься в предмете, сложно быстро перестроиться и осознать, что теперь ты не сможешь быть специалистом во всем, что происходит в компании, и поэтому тебе придётся положиться на других людей и «принять на веру», что предлагаемые ими решения правильные. В моём опыте были ситуации, когда «молодые» СЕО не прошли тест на доверие своей команде и погрязли в микроменеджменте, пытаясь самостоятельно разобраться во всех деталях, или окружили себя армией советников, консультантов и комитетов, которые должны были перепроверять каждое решение, принимаемое руководителями.
Поэтому мой второй совет заключается в том, чтобы различными способами развивать эмоциональный интеллект. Помимо книг и лекций на эту тему, я бы рекомендовала всем, кто этого ещё не делал, пройти ассессмент (или оценку) лидерского стиля и уровня EQ у профессиональных консультантов и по результатам этой оценки работать над собой либо самостоятельно, либо с помощью опытного ментора.
Ко второй группе компетенций, которые называются кросс-контекстными, относится большое количество стандартных лидерских навыков, таких, например, как критическое мышление, управление изменениями или умение презентовать свои идеи. Но мне хотелось бы более подробно остановиться на новых кросс-контекстных компетенциях цифровой эпохи. К ним относятся, в частности, умение руководить дистанционными и распределёнными командами, управление организацией, где традиционная рабочая сила дополняется альтернативными формами занятости, а люди трудятся вместе с роботами и алгоритмами, и digital agility (цифровая гибкость).
Цифровая гибкость – это относительно новая компетенция, о которой заговорили в последние 5-7 лет. Её можно описать, как успешность в инициировании, внедрении и поддержке трансформационных процессов в век цифровых технологий. Данная компетенция проявляется в таких аспектах поведения, как цифровая восприимчивость, то есть, стремление и способность к взаимодействию с цифровыми технологиями, инновационность, эффективность, высокий темп работы, мультизадачность и, наконец, ориентация на клиента. Оценить свою цифровую гибкость можно с помощью специальных опросников, а развивают ее на онлайн программах Digital MBA, предлагаемых, например, Нетологией или Mail.ru Group, или непосредственно в Кремниевой долине в Singularity University.
Контекстные или технические компетенции, относящиеся к конкретной индустрии, где работает СЕО, безусловно важны, но, как мы уже выяснили выше, они должны быть, главным образом, у членов его команды, которым эффективный СЕО доверяет и делегирует принятие решений.
Единственное, что нельзя делегировать, это продвижение ценностей компании своим собственным примером и приверженность этическим стандартам (integrity). Тот, кто хочет быть хорошим СЕО, должен каждый день быть на виду у всей компании и вести себя, как ролевая модель. Если продолжать использовать спортивные аналогии, СЕО – это фигурист, который вышел на лёд и на которого смотрят сотни зрителей (или сотрудников) и судьи (совет директоров). Разминки и тренировки остались в прошлом, теперь каждый день – это показательное выступление.
Читайте также: как CFO может повысить эффективность работы совета директоров