Найти тему
Ассистентус

Оцениваем риски при подборе контрагента

Оглавление

Безопасная работа с контрагентами.

Представить себе ведение бизнеса без взаимодействия с контрагентами невозможно. Вот только не всегда это взаимодействие оборачивается выгодой, а в некоторых случаях может стать и причиной больших неприятностей. О том, какие риски могут поджидать предпринимателя в отношениях с контрагентами, и как избежать их, расскажем ниже.

Разумная предосторожность

Перед тем, как заключать даже с самым, казалось бы, на первый взгляд благонадежным контрагентом договор, его необходимо проверить. Федеральная налоговая служба рекомендует проявлять при подборе контрагента предусмотрительность, границы которой предпринимателю предоставляется определить самостоятельно.

Мы со своей стороны рекомендуем предпринимателям разработать алгоритм проверки нового контрагента, которого и придерживаться. Разрабатывать алгоритм лучше в соответствии с потенциальными рисками, которые могут возникнуть при взаимодействии. Каждый пункт/раздел алгоритма при условии его выполнения позволит исключить тот или иной риск.

Первая проверка

Несмотря на активно ведущуюся борьбу налоговых и правоохранительных органов с фиримами-однодневками, созданными для отмывания денег и проведения иных незаконных операций с финансами, эти однодневки никуда не делись. А если контрагент компании — однодневка, то, соответственно, и к самой компании налоговые органы проявят повышенное внимание.

В настоящее время существует множество бесплатных Интернет-ресурсов, которые позволяют проверить контрагентов. Сайт ФНС — один из них, и Федеральная налоговая служба постоянно совершенствует свои сервисы с тем, чтобы помочь предпринимателям проверить контрагента по все большему числу критериев.

Так, зайдя на сайт ФНС и введя название, КПП или ИНН компании-контрагента, можно узнать:

  • о существовании компании вообще (в случае, если организация является недействующей, сведения об этом будут внесены в ЕГРЮЛ);
  • о руководителе компании — не внесен ли он в реестр дисквалифицированных лиц, не ограничены ли учредитель и генеральный директор в правах управления и владения организациями;
  • какими еще организациями управляют и владеют директор и учредитель;
  • о наличии у компании задолженности по налогам;
  • об адресе компании — налоговая ведет список адресов массовой регистрации, подозрительных по регистрации фирм-однодневок, и т.п.

Как правило, неблагонадежный контрагент «проявляет» себя по какому-то из пунктов, указанных выше. И если компания на данном этапе вызывает подозрения, то предпринимателю явно стоит задуматься, а нужен ли ему такой контрагент.

Документальное подтверждение

Проверка на сайте ФНС — это только первый и основной этап оценки риска. Если на сайте у компании все хорошо, следует переходить ко второму этапу и запрашивать у компании документы. По запросу вам должны предоставить надлежащим образом заверенные копии:

  • устава организации;
  • свидетельства ОГРН;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • документов о генеральном директоре организации (решение учредителей об избрании и приказ о назначении на должность).

Убедитесь, что все даты и номера в копии читаются.

Не лишним будет наведаться в офис компании и поговорить с руководителем, убедиться, что офис на самом деле существует, а директор — не номинальное лицо, подписывающее договоры не глядя.

Дополнительные проверки

Итак, компания на сайте ФНС выглядит замечательно, директор и офис работают надлежащим образом, Устав в порядке — пора переходить к дополнительным проверкам.

Быть может, компания в данный момент функционирует, но в отношении нее ведется процедура банкротства. В этом случае нужно заглянуть на официальный сайт газеты» «Коммерсант» или в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью этих ресурсов можно узнать, не станет ли ваш контрагент уже совсем скоро банкротом.

А если ваш контрагент — хронический должник и не исполняет условия заключенных договоров? Узнать об арбитражных производства, в которых участвует будущий контрагент, можно на сайте Картотеки арбитражных дел. А чтобы узнать, какие исполнительные производства ведутся в отношении контрагента, загляните на сайт ФССП.

В Интернете есть и платные ресурсы, которые предоставляют эту информацию и некоторые дополнительные аналитические сведения. Конечно же, если контрагент постоянно судится со своими партнерами не понаслышке знаком с судебными приставами, то иметь с ним дело не стоит.

Поддержите канал «Ассистент успеха» своей подпиской. Спасибо!