История эта произошла в самом начале страшной ленинградской блокады, которая ничуть не ослабила маховик безжалостных сталинских репрессий.
Игнатовский Владимир Сергеевич был известным ученым в области оптической техники и представителем элиты ленинградского научного мира: профессором Ленинградского Государственного Университета, доктором физико-математических наук, членом-корреспондентом Академии наук СССР. Потомственный #дворянин с детства жил и учился, а потом и преподавал в Германии, где тоже признавали его заслуги, присудив ему еще в 1909 году степень доктора философии. Немецким языком он владел так, что когда чрезмерно волновался, начинал незаметно для себя переходить с русской речи на немецкую.
Так бы и жил, наверное, Владимир Сергеевич за границей, благополучно чередуя преподавание в Берлинском политехническом университете со строительством оптического завода во Франции. Но после #революции его пригласили в Петроград возглавить научное руководство заводом, производившим военную оптику. Перспектива казалась интересной и многообещающей, да и на родину все же тянуло.
Первой женой Владимира Сергеевича была англичанка. Что с ней случилось, история умалчивает. К моменту возвращения в Россию он был женат во второй раз. Мария Ивановна была младше мужа на 20 лет и занималась домашним хозяйством, обустраивая нелегкий в первые послереволюционные годы быт. Что случилось дальше, тоже точно неизвестно. Наскучила ли ей уже налаженная жизнь профессорской жены, надоел стремительно стареющий #муж или между ними пробежала черная кошка... Но только согласно сохранившимся документам с 1939 года она "сожительствовала" с неким мужчиной. И оказался он по совместительству агентом НКВД.
Любовная история продлилась два года. Что послужило причиной дальнейших событий, опять же представляет собой тайну, покрытую историческим мраком. То ли пришла разнарядка сверху по поимке врагов народа, то ли любовник решил продвинуться по службе, то ли #жена задумала таким образом отделаться от опостылевшего мужа. А может и агенту надоела роль любовника... Но 8 января 1942 года Владимир Сергеевич был арестован и обвинен в шпионско-вредительской в пользу фашистской Германии, а также контрреволюционной деятельности.
Тут ему припомнили и проживание в Берлине, и контакты с зарубежными учеными, и разговоры на немецком языке. Непрерывные изнуряющие ночные допросы и избиения довольно быстро сломали пожилого ученого. И он не только признался во всех сфальсифицированных обвинениях, но и оговорил своих коллег, согласившись с ролью главы профашистской организации. В конце этой грустной истории #профессор Игнатовский писал все, что от него требовал следователь. Было арестовано много ученых из ЛГУ и других ленинградских ВУЗов. Участью большинства из них стал смертный приговор. Самого Владимира Сергеевича тоже расстреляли 13 января 1942 года.
Но и судьба искавшей женского счастья Марии Ивановны оказалась незавидной. Несмотря на статус простой домохозяйки и любовные связи, ее арестовали и без всяких сантиментов расстреляли вместе с мужем, предварительно обвинив в связях с немецкой разведкой. Оба были реабилитированы посмертно 28 мая 1955 года.
Спасибо тому, кто дочитал.
Будем рады лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал.
Может Вам будет интересно:
Как бабушка с дедушкой за штаны воевали
Про то, что нам запрещали в советской школе
В какие халаты нас одевали в советском детстве
Кошмар моего детства
Как мальчик Вася с НКВД познакомился
А вы бы хотели жить в таком доме?
Подарки - не отдарки или как теперь общаться со странной соседкой