Распространение коронавируса и, как следствие, нестабильность экономики вынудили власти и бизнес искать новые возможности для роста. Партнер компании «НЭО Центр» Михаил Ермилов рассказал, почему не стоит прекращать стройки, какие проекты будут актуальные для государства и частных инвесторов в ближайший период.
Несмотря на наличие санкций, «COVID-кризиса» и его последствий и, как следствие, сильную обеспокоенность этими проблемами в высших эшелонах власти, в нашем распоряжении довольно полная информация о векторах развития российской экономики после пандемии. Например, неоднократно было заявлено, что локомотивом восстановления и развития российской экономики должна стать строительная отрасль. На сегодняшний день особого внимания заслуживают два документа, определяющие направление развития этой отрасли: Указ Президента от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Комплексный план модернизации и развития магистральной инфраструктуры на период
до 2024 года.
Улучшение городской среды
Указ о национальных целях предусматривает увеличение объемов жилищного строительства (до 120 млн кв. м. в год), обеспечение нормативного состояния дорожной сети в крупнейших агломерациях (до 85%), обеспечение 100% сортировки отходов со снижением доли, отправляемой на полигоны.
Если в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге темпы строительства жилья приблизились к заявленным, то в остальных регионах ситуация не настолько радужная. Конечно, краткосрочные льготные программы ипотеки под 6,5% позволят нарастить темпы спроса, соответственно, и ввода жилья, но нельзя рассматривать строительство недвижимости как отдельный вопрос. Кроме этого, также необходима модернизация инфраструктуры и ЖКХ. Как известно, состояние коммунальных сетей в России далеко от удовлетворительного, частные инвесторы идут в данный сегмент крайне неохотно, по многим причинам, а государственное финансирование до настоящего времени осуществлялось по остаточному принципу и тенденции «тушения пожаров». Обнадеживает, что свою заинтересованность в разработке системы «коробочного инвестирования» и создания курирующей структуры начали проявлять инициативные группы крупнейших финансовых организаций РФ. Последующее затягивание решения проблемы модернизации ЖКХ в современной России может привести к необратимым последствиям, и будет необходимо полное переустройство и перевооружение системы.
Национальная цель «Комфортная и безопасная среда для жизни» предусматривает в том числе улучшение качества городской среды в 1,5 раза, а также выявляет необходимость создания механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды. Также в документе поручено обеспечить эффективное использование земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются ценные природные объекты.
Сегодня мы наблюдаем, что упор делается не столько на строительство жилых комплексов, сколько на создании сопутствующей инфраструктуры. Действительно, сложившаяся в 2010-х годах тенденция ввода жилых площадей без транспортных и социальных объектов в настоящее время кардинально изменена в лучшую сторону, но при этом, возникшие в период пандемии и бюджетного дефицита, инфраструктурные вопросы в сфере обращения с отходами стали сегодня еще более злободневными.
Проблема твердых коммунальных отходов (или твердые бытовые отходы), озвученная в национальных целях, в период пандемии также стала весьма острой, если не катастрофичной. Уже сейчас ресурсы полигонов для бытового мусора в пяти регионах России — Ингушетии, Ленинградской области, Алтайском крае, Башкирии и Калмыкии — почти исчерпаны, следует из данных Росприроднадзора. Еще 10 регионов подойдут к этому порогу в течение ближайших четырех лет. Для обеспечения цели «Сортировка 100% ТБО» (снижение в 2 раза доли отходов, отправляемых на полигоны) нужен комплексный подход — в настоящее время этим вопросом занимается Российский экологический оператор. Однако инвесторы идут в этот бизнес неохотно. Основная причина — проблемы в согласовании тарифов. Чтобы упростить бизнесу вход на рынок, необходим «коробочный» продукт, позволяющий подобрать площадки в регионах, займы
и субсидии и предлагающий понятную тарификацию.
Инвестиции в транспортную инфраструктуру
Современная экономическая теория предполагает, что в период кризиса правильным решением является инвестирование в инфраструктурные объекты. Вот почему также необходимо обратить особое внимание на комплексный план, который был принят в России после долгой и тщательной проработки за 1,5 года до COVID-кризиса.
В период массового ухода иностранных инвесторов из России (2014–2018 гг.) значительное развитие показал механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Причем наибольшую динамику показали проекты, в которых государство гарантирует минимальную доходность, а финансовая модель и риски понятны инвесторам, что обеспечивает более высокую инвестиционную привлекательность проекта.
Сейчас в условиях бюджетного дефицита дополнительный упор однозначно будет сделан
на ГЧП, в том числе для инвесторов из других стран. Современная Россия для иностранцев всегда была страной рискованного инвестирования, от своих вложений они ждут не привычных 2–3 % в год, а 12–15 %.
Российские власти регулярно направляют информацию о снижении рисков иностранным инвесторам. Например, на 2021 год анонсирован запуск Национальной системы оценки и сертификации инфраструктурных проектов (в соответствии с принципами качественных инфраструктурных инвестиций, утвержденными лидерами G20), которая повысит как качество, так и прозрачность процедур на каждой стадии жизненного цикла проекта. Глобальный инфраструктурный центр (Global Infrastructure Hub) определил разрыв в инфраструктурных инвестициях в размере $ 740 млрд до 2040 года (как разницу между необходимыми инвестициями в инфраструктуру РФ в размере $1,8 трлн и существующими трендами в размере $1,1 трлн). По информации СМИ, участники соглашения по внедрению данной оценки качества заявляют о планах по привлечению иностранных инвестиций в инфраструктуру необходимых $ 0,7 трлн до обозначенного 2040 года.
Для частных иностранных инвесторов, прежде всего, строительных компаний, может быть интересным участие в строительстве инфраструктурных объектов. В частности, морских портов, транспортно-логистических центров, региональных аэропортов и высокоскоростных железнодорожным магистралей. Эти направления входят в перечень, отраженный в Комплексном плане, а также имеют наибольшую инвестиционную привлекательность по причине понятного и прогнозируемого спроса. Курс на повышение прозрачности при реализации инфраструктурных проектов – тому дополнительное подтверждение.
Несмотря на бюджетный дефицит, все также планируется реализация масштабных инфраструктурных проектов: расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, строительство автомобильных дорог на юге России, включая подходы к Крымскому мосту и Черноморскому побережью, модернизация аэродромных комплексов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске, строительство современных портовых мощностей в Мурманске, на Балтике, Черном море и Дальнем Востоке. Это позволяет говорить о создании действительно прочного задела для экономики и ее будущего роста.
Больше новостей, аналитики и экспертных мнений о рынке ГЧП и инфраструктуры в нашем телеграм-канале!