В Департаменте новостроек ИНКОМ-Недвижимость рассказали о необычных планировках квартир, которые встречаются на первичном рынке столицы. Так, двухуровневое жилье и объекты с отдельным входом на первом этаже сегодня представлены даже в комфорт-классе. Правда, в массовом сегменте нестандартные планировки занимают всего 5% экспозиции, к тому же они увеличивают стоимость лота на 5–7%. В высших ценовых категориях доля таких квартир в три раза больше — 15%. Там можно найти жилье с террасой, эксплуатируемой кровлей и даже каминным залом. Впрочем, подобные «фишки» делают объект в среднем на 10–20% дороже. Как следствие, за пять лет популярность нестандартных квартир снизилась вдвое: ими интересуется только каждый десятый покупатель.
На столичном рынке новостроек можно встретить жилье с весьма необычными планировками: двухуровневые квартиры, объекты с эксплуатируемой кровлей, мансардами, террасами, отдельным входом на первом этаже и даже с каминными залами. Хотя такие решения обычно ассоциируются с элитными проектами, некоторые из них встречаются в том числе в массовом сегменте.
«Двухуровневые квартиры можно найти даже в комфорт-классе, — рассказывает заместитель директора Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость Валерий Кочетков. — Правда, они составляют не более 3% предложения в сегменте. И хотя двухуровневые объекты привлекают внимание покупателей, многие еще на этапе просмотров понимают, что постоянно бегать по лестнице в небольшой квартире — сомнительное удовольствие. Также в масс—маркете встречаются лоты с отдельным входом на первом этаже, но они тоже не очень популярны. Сейчас такое решение используется в основном в загородном сегменте. Мансарды и эксплуатируемая кровля — это уже прерогатива жилья бизнес-класса и выше, поскольку подобные планировки значительно увеличивают площадь и стоимость объекта. Террасы и каминные на последних этажах тоже характерны только для элитных новостроек».
По данным экспертов компании, если в высших ценовых сегментах на нестандартные лоты приходится до 15% предложения, то в масс-маркете уровень их распространенности ограничивается 5%.
«В рамках одного проекта квартиры с необычными планировками могут занимать 5–10% экспозиции, — говорит руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. — Непревышение данной отметки является своеобразной страховкой для девелопера: в любом ЖК 10–15% лотов довольно долго остаются нераспроданными, это стандартная ситуация для первичного рынка».
Что касается стоимости такого жилья, то если второй уровень или дополнительный вход могут увеличить цену квартиры на 5–7%, то мансарда или терраса — минимум на 7–10%, а каминный зал — и вовсе на 20%. Все это ожидаемо сказывается на продажах.
«Если пять лет назад жильем с необычными планировками интересовались порядка 20% покупателей, то сейчас таких клиентов насчитывается не более 10%, — комментирует Валерий Кочетков. — Снижение платежеспособности привело к тому, что все больше людей относятся к приобретению недвижимости максимально прагматично. Они могут какое-то время пожить в арендованной необычной квартире, но для покупки выберут стандартный вариант».
Специалисты компании отмечают, что среди тех, кто все же решился на приобретение необычного жилья, преобладают люди творческих профессий в возрасте 30–35 лет: дизайнеры, журналисты, артисты. В элитном сегменте чаще встречаются клиенты 40–45 лет, бизнесмены и топ-менеджеры — для них такая квартира является статусной покупкой.